Войти в почту

"Бури, детка, бури": как Япония обернет победу Трампа в свою пользу

Кабинет министров Японии, сформированный пришедшим к власти 1 октября Сигэру Исибой, всего за полтора месяца работы успел стать правительством меньшинства. Это произошло после провала правящей коалиции на досрочных выборах в парламент. Неоднозначному политику, известному как критик своей же партии, ожидаемо не удалось оперативно переломить тенденцию к падению доверия избирателей, наметившуюся еще в конце 2022 года. 

"Бури, детка, бури": как Япония обернет победу Трампа в свою пользу
© ТАСС

Судя по данным разных опросов (например, Киодо), некоторое движение в положительном направлении все же наметилось, однако после выборов в США перед Исибой встала еще одна ключевая задача — выстраивание отношений с администрацией следующего американского президента Дональда Трампа.

Опасения на рынке

Победа Трампа вызвала серьезные опасения на азиатских рынках. Главным образом правительства многих стран и инвесторы озабочены перспективой введения при новом президенте США новых тарифов, причем не только в отношении Китая, но и союзников Вашингтона — к примеру, Японии.

По мнению местных наблюдателей, эта мера может привести к росту темпов инфляции в США, а следовательно, и сохранению учетной ставки на текущем уровне или, по крайней мере, снижению частоты раундов ее понижения. Это, в свою очередь, приведет к укреплению доллара и ослаблению других национальных валют.

Падение азиатских валют к доллару после победы Трампа уже было зафиксировано в КНР, Южной Корее, Сингапуре и Индонезии. В Японии же и без того сниженный уровень иены за последние месяцы и даже годы упал теперь практически до рекордных значений.

Несмотря на это, японская экономика, по всей видимости, сможет извлечь определенную выгоду из потрясений на рынке. Ослабление иены традиционно идет в плюс крупным экспортерам, для которых укрепление доллара означает увеличение выручки и рост стоимости ценных бумаг на фондовом рынке. Это же может способствовать еще большему росту туристической отрасли, которая переживает в Японии в последние месяцы настоящий бум — число туристов, которых привлекает дешевая иена, ежемесячно бьет все рекорды. Так, с января по сентябрь страну посетили уже 26,8 млн иностранцев, что на 10% превышает показатели даже доковидного 2019 года.

СПГ и оружие

Приход Трампа может способствовать и укреплению японской энергобезопасности. Избранный президент США, как ожидается, будет требовать от своих партнеров сокращения торгового дефицита. 

"Если посмотреть на торговый дефицит между Японией и США (Япония больше продает, чем покупает), то Трамп может сказать: "Посмотрите, вы должны что-нибудь сделать с этим", — отметил Акира Игата из Токийского университета, выступая на мероприятии Темпльского университета.

Для решения этих проблем Токио может, к примеру, увеличить закупки американского сжиженного природного газа (СПГ), ведь от Трампа, чья предвыборная программа проходила под лозунгом "Drill, baby, drill" (Бури, детка, бури), ожидают отмены введенных Джо Байденом ограничений на экспорт СПГ.

"Япония и Южная Корея могли бы рассмотреть возможность значительного увеличения импорта энергоносителей из США... Это было бы выгодно для всех сторон: Японии и Южной Корее позволило бы снизить их зависимость от Ближнего Востока, а США — укрепить связи с ключевыми азиатскими союзниками", — пишет ведущая местная деловая газета Nikkei.

Способствовать сокращению торгового дефицита могут и закупки вооружений, что одновременно будет отвечать традиционным требованиям Трампа к союзникам США самим тратить больше на свою оборону. "Думаю, что США будут требовать закупать больше американского вооружения", — отметил на брифинге для иностранных журналистов старший научный сотрудник японского Института международных отношений Тэцуо Котани.

Сложное положение Исибы

Экономические задачи, которые встают с приходом к власти Трампа, не единственная проблема, с которой столкнулся японский премьер-министр. 

Положение Сигэру Исибы оказалось незавидным еще до того, как он был избран на высший пост. Еще в августе предшественник Исибы на посту главы правительства, Фумио Кисида, решил не выдвигать свою кандидатуру на второй срок во главе правившей на тот момент Либерально-демократической партии (ЛДП), а значит, отказался и от кресла премьера.

Причиной такого решения Кисиды стало снижение рейтинга правительства, практически не прекращавшееся с конца 2022 года, когда в прессе всплыл скандал с нарушением финансовой отчетности при сборе политических пожертвований в ЛДП: фактически депутатов подозревали в создании своих теневых фондов. Местные наблюдатели до последнего ожидали, что Кисида попытается исправить ситуацию, выдвинув свою кандидатуру на второй срок, однако при рейтинге на отметке чуть выше 20% он решил этого не делать.

Первые оценки кабмина Исибы, заступившего 1 октября, казались оптимистичными. Так, доверие ему выразили более 50% участников опроса, проведенного агентством Киодо. Однако такие опросы, которые проводят в первые дни работы новой администрации, всегда показывают высокие рейтинги. Уже к концу октября уровень одобрения упал до 32,8%.

Практически сразу после начала работы нового правительства Исиба распустил ключевую нижнюю палату парламента и назначил досрочные выборы на 27 октября, по итогам которых ЛДП и входящая с ней в коалицию партия "Комэйто" потеряли большинство. Другие партии отказались присоединяться к коалиции, но благодаря отсутствию единства в рядах оппозиции ЛДП и "Комэйто" сумели обеспечить переизбрание Исибы и сформировать правительство меньшинства.

Приход к власти Исибы и его последующие решения вызвали серьезные разногласия в самой ЛДП вплоть до предложений отдельных депутатов создать новую партию. На этом фоне местные эксперты гадают, как долго Исиба сможет продержаться у власти: в дополнение к внутрипартийному разладу принятие любых законов, инициированных правительством, столкнется с необходимостью длительного согласования с малыми парламентскими партиями.

При этом аналитики считают, что главная задача Исибы для построения отношений с Трампом — укрепление позиций правительства и стабилизация политической ситуации в Японии. Опрос Киодо, проведенный 16–17 ноября, показал, что доверие избирателей к правительству за последние две с лишним недели немного выросло, на 7,9 п.п., — до 40%.