Войти в почту

Иранский шах 2.0 - насколько сейчас это реально

Проживающий ныне в США сын покойного шаха Мохаммада Резы Пехлеви в интервью Fox News заявил, что «смена режима в Иране положит конец многим глобальным проблемам». Наследник подчеркнул, что «заботится о благополучии соотечественников» и «не желает, чтобы они снова пострадали от последствий этого конфликта».

Иранский шах 2.0 - насколько сейчас это реально
© Свободная пресса

Интервью, появившееся в момент резких осложнений в израильско-иранских отношениях, не выглядит случайным. Как пишет почетный профессор культурной антропологии и исламской философии Калифорнийского университета, член Консультативного совета «Сангар» Фарид Юнус, «США всегда запускают в оборот проект реставрации в Иране монархии, когда внутри страны или по ее внешнему контуру происходят заметные обострения». Первым кандидатом на трон американцы считают старшего сына покойного шаха – Реза Кира после смерти отца является главой дома Пехлеви и признается иранскими монархистами шахиншахом Ирана в изгнании, «солнцем арийцев». Его интервью Fox News может стать началом новой пропагандистской компании, связанной с попытками втолкнуть Тегеран в зону политической нестабильности. Поэтому этот факт заслуживает определенного анализа.

Сначала о самом Мохаммаде Резе Пехлеви. Он родился 30 октября 1960 г. в Тегеране и был старшим из детей Мохаммеда Реза Пехлеви и его третьей жены Фарах Пехлеви. Служил в шахских ВВС. В 17 лет отправился на лётную стажировку в США, где через год его и застало сообщение о свершившейся на родине Исламской революции. После окончания Военно-воздушной академии США он поступил на отделение политических наук в колледж «Уильямс». Затем окончил Калифорнийский университет. Ныне Пехлеви с женой и тремя дочерьми проживает в штате Мэриленд.

В публичном информационном западном пространстве он стал активно обозначаться тогда, когда в СМИ США на ссылками на данные разведки появились сообщения, будто «духовный лидер Ирана Али Хаменеи неизлечимо болен и «внутри иранской правящей группы обострилась борьба за его политическое наследство». Тогда вбрасывался тезис, что переговоры в формате «шестерки» по ядерной программе Ирана с западным блоком государств плюс Россия затеяны лишь для того, чтобы выиграть время до часа «Х», когда рахбар покинет бренный мир.

Кстати, эта тема остается в повестке. Пехлеви посещал Израиль, где встретился с министром разведки Гилой Гамлиэль. Обсуждались «вопросы отношений между народами ради будущих поколений Израиля». Там же Реза Кира обозначил контакты с религиозной общиной бахаи, религиозный центр которой находится в Хайфе. Выступая по израильскому телевидению, Пехлеви призывал Израиль не атаковать Иран. «Кто на этой планете не знает, что кроме военной альтернативы есть и другие? Все, что необходимо сделать, – это использовать их. Самый лучший выбор – это мобилизовать против аятолл лучшую армию в мире, то есть сам иранский народ. Если этого не сделаете вы, это сделает Аллах».

Ранее в интервью американскому изданию Human Events Реза Кира озвучил мнение, что «единственным средством смены режима в Иране может быть революция, вызванная массовыми акциями гражданского неповиновения и поддержанная Корпусом стражей исламской революции».

Правда, мало кто верит в то, что иранцы, как в 1979 году, «пойдут на штурм режима». В стране существуют оппозиционные силы, но в их среде нет повышенных политических симпатий к Пехлеви. Да и внешнее открытое вмешательство со стороны США во внутренние дела Ирана маловероятно. У самого Пехлеви нет программы преобразований, которая увлекла бы за собой иранские массы. Из конкретики он озвучивал только один пункт: «позволить эмигрантам вернуться и внести свой вклад в строительство нового Ирана». Тем не менее Реза Кира дает понять, что «может вклиниться в революцию, в случае если она начнется», стать ферзем в руках оппозиции на внутриполитической шахматной доске.

Это – предложение начать борьбу с режимом, а дальше, если все сложится, можно начать и битву за монархию. Нельзя исключать того, что США и Израиль предпримут попытку реализовать в Иране венесуэльский сценарий Хуана Гуайдо, которого Запад поднимал на щит в качестве альтернативы Николасу Мадуро. Он был окружен вниманием, почетом, был приглашаем на статусные мероприятия с избранной аудиторией, но всё закончилось ничем. Тем не менее, по всем признакам Пехлеви ведут все же по такому сценарию, хотя это только один из возможных вариантов борьбы с Ираном.

Пока втянуть Тегеран в войну не удается, потому что иранцы понимают, что в этой истории ответ кроется в другом. Информационная и политическая раскрутка Пехлеви является методом зловещей внешней политики США в регионе, направленным на то, чтобы использовать «наследника иранского престола» для создания политических вызовов с целью вернуть Исламскую республику в «американскую демократическую систему». Удастся ли?