Войти в почту

«Международный опыт»: как советские архитекторы возвели ведущие символы Джакарты

Джакарта – удивительно место. Можно сказать, что это город контрастов: здесь пятизвездочные отели располагаются бок о бок с сельскими поселениями. Но как получилось, что советские архитекторы построили в Индонезии самый большой стадион страны и одну из главных больниц Джакарты? Давайте разбираться.

«Международный опыт»: как советские архитекторы возвели ведущие символы Джакарты
© Главгосэкспертиза России

Республика Индонезия стала первым независимым государством, появившимся в Азии в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии. Сам вопрос о предоставлении независимости Индонезии прямо связывался с позицией советского государства. Так, японское командование в Юго-Восточной Азии уже 29 июля 1945 года получило из Токио секретную телеграмму, в которой говорилось, что независимость Индонезии может быть провозглашена лишь после того, как станет ясно, что участие России в войне неизбежно.

Уже 5 августа из Токио пришла директива «...через несколько часов Россия объявит войну Японии, а поэтому маршал Тераути – главнокомандующий вооруженными силами Японии в ЮВА – должен вызвать лидеров национально-освободительного движения Сукарно и Хатту и сообщить им о решении японского правительства предоставить Индонезии независимость».

В этих условиях 17 августа 1945 года была провозглашена Индонезийская президентская республика, а в 1949 году признание суверенитета состоялось на уровне ООН. И несмотря на то, что интересы индонезийского народа на собраниях Организации объединенных наций решительно отстаивали представители СССР и Индии, советская Россия признала Индонезию лишь в феврале 1950 года.

Уже к середине 1950-х годов политическое и экономическое сотрудничество между нашими странами было на самом высоком уровне. Так, в сентябре 1956-го во время визита президента Ахмеда Сукарно в СССР было подписано совместное советско-индонезийское заявление, где обозначена не только взаимопомощь в решении важнейших международных проблем, но и достигнута договоренность о налаживании связей в области торговли, технической и экономической сферах на основе равенства и взаимной выгоды.

Одновременно с этим началось развитие городов Индонезии. И здесь помогли, в том числе советские специалисты. Они консультировали индонезийских архитекторов и проектировщиков, вместе разрабатывали проекты общественных зданий, промышленных, учебных, спортивных и других комплексов. Некоторые из объектов не просто до сих пор функционируют, но и стали национальными символами.

Главный стадион Гелора Банг Карно

В 1958 году Федерация Азиатских игр объявила Джакарту местом проведения соревнований 1962 года. Минимальным требованием, которое было необходимо выполнить Джакарте – наличие многофункционального спортивного комплекса.

Как выпускник факультета архитектора и гражданского строительства, президент Сукарно предложил место для будущего спортивного комплекса недалеко от бульвара М. Х. Тамрин и Ментенга. Но после точного обследования местности специалисты поняли, что участок не подходит: строительство спорткомплекса в центре будущего делового района потенциально создаст огромные пробки на дорогах. На замену была выбрана территория Сенаян площадью около 300 гектаров.

Для разработки проекта пригласили советских архитекторов. У СССР уже был опыт в проектировании таких масштабных объектов: прошло около двух лет с момента открытия стадиона Лужники. Наши специалисты не только помогали в проектировании, но и адаптировали некоторые дизайнерские решения, отражающие культуру Джакарты. Например, изначально советские специалисты не хотели делать крышу в форме ровного кольца, однако правительство Джакарты настояло на этом, и нашим пришлось адаптировать идею с учетом особенностей климата.

По итогам увлекательной совместной работы получился стадион мирового уровня и самый большой в Индонезии – «Сенаян». На момент открытия в 1962 году он вмещал 100 800 зрителей.

С тех пор объект сменил название на «Гелора Бунг Карно» и многократно реконструировался. Однако это не изменяет того, что пишут о нем местные жители:

«Стадион Гелора Бунг Карно – символ национального единства. Он служит объединяющей платформой для разнообразного населения Индонезии, воспитывая чувство национальной гордости, преодолевая социальные и культурные границы».

Госпиталь Дружба

Еще одним объектом советских архитекторов в Джакарте стал госпиталь Дружба – самый большой и современный по тем временам. Он стал подарком от СССР союзной Индонезии.

К сожалению, у нас не сохранилось данных о конструктивных особенностях, однако – вот, как описывают советские журналисты открытие медучреждения:

«7 ноября 1963 года стал настоящим праздником в Джакарте. Президент Сукарно прибыл на торжественную церемонию передачи госпиталя, построенного Советским Союзом в дар дружественному народу Индонезийской Республики. Министр здравоохранения СССР товарищ Курашов вручил президенту Сукарно дарственный акт советского правительства на передачу госпиталя.

Президент в своей речи подчеркнул, что этот дар означает проявление идущих от сердца симпатий советского народа к народу Индонезии. Этот подлинный дворец здоровья явился выражением братства и сотрудничества между двумя народами. Госпиталь оснащен новейшим медицинским оборудованием, в нем созданы все условия для лечения», – киножурнал №46 «Новости дня» от 1963 года.

После этого больницу много раз перестраивали, но она и по сей день остается флагманом индонезийской системы здравоохранения по профилю пульмональных заболеваний.

Кстати, посетители рассказывают, что архитектура первых корпусов осталась неизменной, а кое-где можно встретить даже старые советские светильники.

*Информация подготовлена на основе открытых источников.

Фото: WikimediaCommons/Kevin Aurell