Войти в почту

Политолог Денисов: США вряд ли заставят Китай поступиться дружбой с Россией

Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин 15 ноября проведут официальную встречу на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско. Для китайского лидера этот визит в Америку стал первым за шесть лет, а в самом факте встречи ряд экспертов усматривает первые шаги на пути к сближению двух сверхдержав. Какие решения могут быть приняты по итогам переговоров лидеров стран, для чего Китаю США и может ли «разворот на Запад» повлиять на отношения Поднебесной и России, «Парламентской газете» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве России, политолог и журналист Денис Денисов.

Политолог Денисов: США вряд ли заставят Китай поступиться дружбой с Россией
© Парламентская газета

Конкуренция вместо конфронтации

- Денис Олегович, накануне встречи президент США Джо Байден заявил американским СМИ, что у Китая «большие проблемы». Что имелось в виду и может ли это высказывание повлиять на тон и настроение предстоящей встречи?

- Понятно, что это заявление было явно не к месту. Особенно с учетом того, как сложно проходил процесс формулирования и согласования ключевых блоков этой встречи. В этом контексте подобные замечания вряд ли могут способствовать нормализации взаимоотношений США и Китая или хотя бы их переводу с уровня конфронтации на уровень конкуренции. С другой стороны, следует заметить, что Китай является суверенным государством. И если бы китайские коллеги услышали что-то действительно для себя неприемлемое, они бы быстро дезавуировали встречу, отменив ее или понизив ее уровень. Но тут надо понимать контекст происходящего. Китай не менее, чем США, заинтересован если не в выравнивании взаимоотношений между странами, то по крайней мере в снижении градуса напряженности. Потому что экономическое сотрудничество с Вашингтоном для Пекина является одним из наиболее приоритетных.

- Си Цзиньпина не ездил в США шесть лет. И тут вдруг… Почему?

- Китайцы мыслят не годами, а десятилетиями и даже столетиями. Кроме того, надо отдавать себе отчет, что на протяжении всего этого времени велось огромное количество переговоров и консультаций представителей США и Китая. И эта встреча как раз и является их прямым результатом. И призвана как минимум улучшить атмосферу в двусторонних отношениях этих двух стран.

- Какие интересы будет преследовать Китай на этой встрече?

- Самое главное — стратегическое понимание дальнейшего сотрудничества, преимущественно в экономической сфере. Также для Китая необходимо, чтобы США своей внешней политикой не дестабилизировали регионы, которые являются стратегически важными для китайской экономической машины, — как, например, Тайвань и территории, входящие в базовый геополитический проект «Один пояс — один путь»: страны Центральной и Передней Азии, Персидского залива, Южной Азии и так далее. Все они являются зоной стратегического интереса Китая, и любой фактор дестабилизации будет крайне негативно влиять на происходящие в них процессы. Поэтому, на мой взгляд, следует ожидать, что Китай намеревается получить какие-то гарантии того, что США будет вести там более взвешенную внешнюю политику.

Интерес сильно перегрет

- Может ли США потребовать от Китая отказаться от дружественных отношений с Россией и если не разорвать контакты, то по крайней мере снизить их количество?

- Потребовать точно не может. В нынешних условиях США не обладают ресурсом, чтобы с позиции силы требовать от КНР поступиться своими национальными интересами. А вот предлагать некие альтернативы — могут и, я думаю, будут. Не секрет, что Россия сейчас очень заинтересована в сотрудничестве с Китаем, прежде всего в экономическом ключе: это и торговля углеводородами, и поставки разного рода товаров. И американцы не преминут обсудить возможность закрытия хотя бы некоторых направлений, связанных, к примеру, с ВПК, для экспорта китайской продукции в Россию. Но тут возникает другой вопрос — а что Штаты могут предложить Китаю взамен? Исходя из наших стратегических взаимоотношений с Поднебесной и особенно из дружественных отношений между главами государств вероятность, что такой предмет для обмена найдется, крайне невелика.

- Какие важные или же значимые документы могут быть подписаны на встрече?

- Нужно понимать, что эта встреча — первая после большого перерыва. Это пробный шар. И средства массовой информации всего мира явно перегрели интерес к ней. На этой встрече явно не будут подписаны какие-то знаковые, символические документы. Она нужна, чтобы наладить контакт, поговорить с глазу на глаз. А вот потом в зависимости от достигнутых результатов специализированные комиссии и профильные ведомства приступят к активной проработке каких-то стратегических соглашений и документов, как это обычно и бывает.

- Другими словами, никаких негативных последствий для взаимоотношений Китая и России ожидать не стоит?

- Предпосылок для этого в настоящий момент нет. Китай неоднократно заявлял свою позицию относительно Российской Федерации. Мы знаем о нейтрально-позитивной позиции китайцев в отношении конфликта на Украине. Так что я уверен, никаких негативных последствий для нашей страны эта встреча иметь не будет.