Войти в почту

Поможет ли Венесуэле ослабление американских санкций?

Власти и оппозиция Венесуэлы близки к подписанию соглашений по президентским выборам. Об этом заявил глава государства Николас Мадуро. Он в резкой форме опроверг сообщения американских СМИ о том, что Вашингтон предложил Каракасу смягчение санкций против нефтяной отрасли в обмен на проведение более открытых выборов.

Поможет ли Венесуэле ослабление американских санкций?
© BFM.RU

США ввели жесткие санкции против государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA в 2019 году, обвинив Мадуро в фальсификации выборов. А экспорт нефти был основным источником дохода для страны. В 2020-м, на фоне пандемии коронавируса и серьезного падения валютных поступлений, в Венесуэле разразился кризис: из магазинов исчезли продукты, а из аптек — медикаменты. ВВП рухнул почти на треть, безработица подскочила почти до 40%. После введения карантина в стране начались голодные бунты и погромы.

Сейчас такого кошмара, как три года назад, уже нет, но все равно простым людям живется очень непросто. При этом из страны на пике кризиса уехала почти вся молодежь, рассказал Business FM гид из Венесуэлы Александр:

«Среднего класса практически нет — либо ты богатый, либо ты бедный. По поводу того, что средняя зарплата у людей 40-50 долларов: ее, допустим, получают учителя, врачи. Конечно, на эти деньги невозможно прожить: в нормальном кафе кофе стоит 2,5-3 доллара. По поводу продуктов: сейчас есть абсолютно все, не жалуемся. По поводу медикаментов в аптеках: есть, но не все, поэтому лучше здесь не болеть. Народ был настолько зажат, был такой кризис, что была очень сильная эмиграция — от пяти млн до семи млн человек. И все это — молодое население. Все рабочее население эмигрировало из Венесуэлы. На испанском языке говорит практически вся Латинская Америка, кроме Бразилии — там португальский. Бежали в Чили, в Перу, в Аргентину — кто куда».

До введения американских санкций в Венесуэле работала «Роснефть». Она отправляла оттуда черное золото на переработку в Индию. Но в 2020 году крупнейшая нефтяная компания России вышла из венесуэльских активов. После этого добыча в Венесуэле почти прекратилась. Сейчас небольшие объемы венесуэльской нефти покупает Китай, а возит эту нефть «теневой флот», рассказал ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. При этом, по его словам, даже если США снимут санкции с нефтяной отрасли Венесуэлы, существенно увеличить добычу страна не сможет. Для этого нужны многомиллиардные инвестиции, таких денег у Каракаса нет. Продолжает Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Против Венесуэлы применены жесткие санкции — полный запрет вывозить кому-либо нефть и нефтепродукты. Их никуда нельзя ввозить ни по какой цене. Это более жесткий вариант санкций, в отличие от ситуации с Россией. Если бы американцы хотели хотя бы для себя поставки, если бы сняли санкции, это был бы существенный шаг вперед для Венесуэлы, потому что отрасль Венесуэлы исторически развивалась с прицелом на американский рынок. В США много заводов, которые настроены под тяжелую, высоковязкую венесуэльскую нефть. Но они быстро увеличить добычу на один-четыре млн баррелей в сутки не смогут. Нужно делать миллиардные инвестиции, в десятки миллиардов долларов, и только через несколько лет вы получите значимые объемы добычи, потому что была очень серьезная деградация».

Ранее на этой неделе газета The Washington Post сообщила о сделке Венесуэлы и США: Штаты готовы ослабить санкции против нефтяной отрасли в обмен на проведение свободных президентских выборов в стране с участием лидеров оппозиции и международных наблюдателей. Николас Мадуро это категорически опроверг. Но не следует понимать это так, будто нынешний президент Венесуэлы готов дружить только с Россией. Продолжает профессор СПбГУ, главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец:

Виктор Хейфец профессор СПбГУ, главный редактор журнала «Латинская Америка» «Не то чтобы Мадуро — верный друг России, как это был, к примеру, Уго Чавес. Мадуро гораздо более прагматичен, у него сентиментальных и ностальгических мотивов, как мне кажется, нет. Мадуро прекрасно понимает, что США не нужен очередной союзник, он не будет первым союзником, не будет даже первым региональным — помимо него есть более крупные и более важные государства. Он прекрасно понимает, что цель — отдалить его от России и Китая, а потом он сам по себе будет не нужен. Он сегодня не является той силой, которой являлся Уго Чавес. Именно это прежде всего мешает вбиванию клина между Венесуэлой и РФ: не потому, что Мадуро откажется, а потому, что США не могут пока предложить Мадуро то, что он хочет».

Николас Мадуро объявил о скором подписании соглашений об избирательных гарантиях с оппозицией, но пока непонятно, о каких гарантиях идет речь и как они повлияют на предстоящие в следующем году выборы президента Венесуэлы. Проблема не в том, что противников действующей власти не пускают на выборы, а в том, что от них отстранили наиболее популярных лидеров оппозиции. Кроме того, сама оппозиция никак не может договориться о едином кандидате.