Войти в почту

Таинственный тяжеловес Советска - символ исчезнувшего порта

В Советске есть достопримечательность, о существовании которой известно многим, но далеко не все люди знают, почему она появилась в городе, и мало кто помнит, когда именно. Это – большой чугунный якорь, стоящий на набережные реки Неман, недалеко от Моста королевы Луизы. Якорь был установлен более полувека назад, во время очередного ремонта причальной стенки и благоустройства территории пристани. Тяжелая конструкция, используемая для удержания на месте плавсредств, давно ассоциируется с городской набережной и в альбомах жителей Советска хранится немало фотографий, сделанных рядом с этим объектом. А появился якорь на набережной неспроста. В годы СССР Советск был портовым городом. Одна из первых реечных пассажирских линий на территории нашего региона – «Калининград-Гвардейск-Полесск-Советск», начала функционировать аж в мае 1947 года. Новую линию обслуживал теплоход «С.М. Киров», совершавший рейсы через день. За месяц, по внутренним водоемам области перевозилось около 1500 пассажиров. Фото заметки в газете “Калининградская правда” от 1947 года. Западное речное пароходство, к которому относился порт Советска, осуществляло перевозку и переработку народно-хозяйственных грузов не только в пределах Калининградской области. Суда ходили по Ленинградской, Архангельской областях, Литовской и Латвийской ССР. Груженые в Советске баржи бывали в Польше и ГДР. Наиболее распространенными перевозимыми грузами были строительные материалы: песок, песчано-гравийная смесь, мытый гравий, щебенка, булыжник и кирпич. Кроме того, баржи шли с лесом, углем, мукой и хлебом. В марте 1975 года, в соответствии с приказом Министра речного флота РСФСР, было образовано Производственное объединение «Западное речное пароходство», куда вошёл порт Советска со всеми приписанными пристанями, транспортным и служебно-вспомогательным флотом. В 1992 году, после акционирования Производственного объединения, порт перешел в состав ОАО «Западное пароходство». Визитной карточкой речного порта были портальные краны «Ganz» (Ганц), изготовленные в Венгрии. Рядом с ними возвышались горы песка, видно которые было издалека . Транспортировка принятых и предназначенных для погрузки грузов осуществлялась не только по автомобильной, но и железной дороге. Рельсы подходили прямо к высоким кранам. Кроме грузов, конечно, по реке Неман и другим водным артериям региона возили пассажиров. Порт Советска располагал теплоходами «Ракета», «Заря» и «Комета». Можно было купить билет, и как на рейсовом автобусе отправиться по волнам реки Неман в Каунас, Клайпеду и другие города. Причал Советского речного порта был оборудован ступенчатыми спусками к пришвартованным судам и кнехтами. Значимость речного порта заметили кинематографисты. В 1976 году в городе Советске проходили съёмки художественного фильма «Первый рейс», режиссёра Аян Шахмалиевой. Кадр фильма “Первый рейс”. Главную роль исполнил известнейший актер Борис Андреев, сыгравший капитана буксира Дмитрия Ивановича Белоусова. В «Первом рейсе» также снимались – Олег Анофриев, Михаил Васьков и Гедиминас Пранцкунас .Кадры фильма “Первый рейс”. В общем, порт Советска был известен далеко за пределами Калининградской области. Установленный на набережной якорь называется якорем «Холла». Это – настоящая «классика жанра». Стандартные якоря данного типа изготавливают литыми из чугуна, массой от 100 килограмм до 8 тонн. Изобретен он был в 1885 году англичанином, бывшим капитаном Холлом. В 1890 году на Портсмутском рейде Британское Адмиралтейство испытывало пятнадцать различных якорей равного веса при одинаковых условиях. Якорь Холла занял первое место по быстроте забирания грунта. Но по величине держащей силы он уступал конструкции Инглефильда. А ещё, невтяжными холловскими якорями старого, первоначального образца со штоком, оснащён крейсер «Аврора». Якоря хранятся не втянутыми, а у борта крейсера. Оказывается, подобные приспособления считаются основными якорями для кораблей ВМФ. Порт «растворился» во времени, а якорь Советска, так и стоит как чугунный символ речного порта. Рядом с ним любят фотографироваться молодожены, и одно время на нем висело много навесных замков, оставленных на счастье возлюбленными. Справка: По мнению историков, первый железный якорь мог появиться во второй половине VII века до нашей эры. Его простейшая конструкция стала основным изделием первых кузнецов наряду с мечом, лемехом плуга и топором. Якорь — не менее полезное приспособление, чем парус. Меж тем воспевают обычно только парус как символ свободы, символ дальних странствий и путешествий. И мало кто говорит в том же духе о якоре. А ведь именно якорь может сохранить нам жизнь, когда надеяться будет уже не на что. Когда нам нужна будет суша, а не безбрежные дали. Когда нам надо будет остановиться, переждать или же вовсе надолго вернуться домой… (Р. Надирян).