Войти в почту

Эксперт считает, что РФ может стать ключевым экспортером мембран для водородных установок

МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. Россия в условиях санкций может не только заменить импортные компоненты электролизеров и топливных элементов водородного транспорта, но и поставлять свои разработки странам, которые сейчас зависят от западных технологий. Такое мнение высказал в субботу ТАСС руководитель Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по технологиям новых и мобильных источников энергии на базе ИПХФ РАН Юрий Добровольский.

Россия сегодня выступает разработчиком и поставщиком сырья для катализаторов, используемых в электролизерах и топливных элементах, при этом у ученых есть свои разработки в области их производства, которые можно успешно экспортировать, уточнил он. Речь, в частности, может идти о мембранах - ключевом компоненте электролизеров, и топливных элементов.

"Незадолго до событий последнего времени к нам [в центр] приезжали представители немецких и французских компаний, которые готовы были вложиться в некоторые технологии. Например, в технологию создания мембран, керамик и катализаторов, которые у нас сейчас производят для экспериментальных образцов техники. Потому что уже им не хватает этих материалов, объема, который нужен для электолизеров и топливных элементов. Вот это может быть гораздо интереснее, чем экспорт водорода", - сказал Добровольский.

Перспективными экспортными рынками для отечественных водородных разработок он назвал Китай, Индию и другие страны, которые сейчас используют установки на основе западных комплектующих. При этом России необходимо создать базу для массового производства мембран, что потребует инвестиций в разработку отечественного оборудования, добавил эксперт.

Ориентир на внутренний рынок

Руководитель Центра компетенций НТИ считает, что санкции в отношении России позволяют государству ориентироваться не только на экспорт, но и на перспективные ниши отечественного рынка.

"К ним можно отнести водный транспорт, городской, пассажирский транспорт и грузовые машины. Для этих ниш требуется разработка отечественных топливных элементов и организация заправок. Российские компании еще до всех событий начали разрабатывать эти технологии. При этом можно усовершенствовать сами хранилища, поставив в городах заправки, в которых нет давления - именно его обыватели обычно боятся. Эта цепочка технологий может быть реализована при развитии именно внутреннего рынка", - продолжил он.

Добровольский также указал на то, что распространение водородных технологий в стране напрямую зависит от стоимости топлива. В России цена килограмма водорода достигает $40, тогда как в Европе его можно приобрести за €8, уточнил он.

"Себестоимость российского водорода - до $5 за килограмм. При этой цене водородный транспорт в стране становится более выгодным, чем не только электрический, но и дизельный. В сегодняшней ситуации, когда есть перспективы снижения экспорта водорода, я ожидаю введения каких-то специальных тарифов, которые позволят развивать водородный транспорт - в частности, общественный и водный", - заключил эксперт.