Войти в почту

Военный эксперт Хатылев исключил самостоятельность КНДР в разработке БЖРК

Вооруженные силы КНДР провели в среду, 15 сентября, ракетные запуски в сторону Японского моря. Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) сообщает, что целью учений было подтверждение эффективности нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Запущенная им ракета преодолела расстояние около 800 километров с наибольшей высотой траектории в 60 км.

Военный эксперт Хатылев исключил самостоятельность КНДР в разработке БЖРК
© Слово и Дело

Непосредственно запусками новых ракет Ким Чен Ын уже не удивляет. Предыдущие испытания прошли 11 и 12 сентября. Но БЖРК в качестве стартовой платформы ранее не использовались. При этом передвижные ракетные комплексы железнодорожного базирования — достаточно экзотичная система. Подобные разрабатывались в США, СССР и Китае. Но только Советский Союз поставил их на вооружение под названием «Молодец».

Военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС РФ Сергей Хатылев в комментарии для «Слово и Дело» исключил возможность самостоятельной разработки подобного комплекса северокорейскими инженерами.

«Кто-то определенно помогал. Самостоятельно ни Китай, ни Северная Корея такой вид вооружения разработать не может и таких технологий не имеют. Это помощь извне. Но нельзя забывать о такой вещи, как промышленный шпионаж и предательство», — пояснил он.

Разработчиком советского БЖРК занималось КБ «Южное», которое после развала СССР осталось на территории Украины. В 2015 году аналогичную железнодорожную ракетную систему испытал Китай. Тогда американское издание Washington Free Beacon со ссылкой на Джорджтаунский университет по контролю над вооружениями сообщило, что материалы по БЖРК китайцы приобрели у украинских коллег.

Неизвестно, получили ли северокорейские оружейники технологии от Китая в дар или за деньги. Возможно даже, что необходимые данные удалось не купить, а украсть. Однако нельзя исключать и участия Украины. Причем слив информации мог происходить как с одобрения высшего руководства страны, так и в формате частной сделки с имеющим доступ к чертежам предателем.

Впрочем, интересно не только как Пхеньян раздобыл недостающие технологии, а что он собирается с ними делать.

Ценность БЖРК в Советском Союзе заключалась в невозможности выследить ядерные поезда на бескрайних российских просторах. Протяженность железнодорожных путей в КНДР немногим больше 6 000 километров, интенсивность движения также уступает советским нормам. В таких условиях вычислить нужный состав значительно проще. Однако Сергей Хатылев считает, что целью корейских военных было не спрятать БЖРК, а обеспечить его сохранность после старта ракеты.

«У нас мобильность в больших масштабах и поездов было несколько. Нужно было отслеживать один, второй, третий… У КНДР один такой поезд на сегодняшний день. Обнаружить его можно. А вот уничтожить — сложно. Здесь вопрос простой: выход из-под удара. В случае современного высокоточного оружия достаточно сдвинуться на 500–1000 метров в сторону. Эту задачу как раз и решает подвижной железнодорожный комплекс», — пояснил эксперт.

При таком подходе можно предположить, что северокорейский БЖРК несколько проще советского. Ему не обязательны вагоны для личного состава, которому не нужно колесить вместе с поездом по всей стране. Снимается и проблема стартовых площадок. «Молодец» мог запускать ракеты, остановившись в любом месте, но железнодорожные пути от этого сильно страдали. Кроме того, изделие КНДР, если судить по дальности запуска, оперирует более легкими ракетами, что также снижает сложность конструкции БЖРК.

Но даже эти детали не делают разработку подвижного ракетного железнодорожного комплекса менее сложной задачей, которую инженеры Северной Кореи могли бы реализовать самостоятельно.