Войти в почту

Стальные “орлы” и “драконы” Китая обошли всех конкурентов

Китайские ВВС можно называть одними из самых передовых в мире. Дешевые китайские самолеты активно продаются в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. А сверхдорогие разработки, которыми Пекин пока не делится ни с кем, вселяют ужас в сердца натовских генералов.

Стальные “орлы” и “драконы” Китая обошли всех конкурентов
© Свободная пресса

Передовые китайские самолеты получают все новые рынки сбыта

Китай завершил очень выгодную оборонную сделку. Военно-воздушные силы Мьянмы заказали партию легких боевых самолетов FTC-2000G, произведенных китайской государственной корпорацией Guizhou Aviation Industries Corporation (GAIC).

О деталях поставки не сообщалось официально властями ни Мьянмы, ни Китая. О сделке стало известно благодаря бирманскому изданию Irrawaddy, которое сообщило: большая группа пилотов, техников и специалистов по снабжению отправилась в китайский город Куньмин. Обратил внимание на это американский аналитический центр Janes, который отслеживает все сообщения о поставках оружия. Особенно китайского.

Бирманские пилоты знакомятся с самолетом и учатся летать на нем. Заказ, вероятно, был размещен еще в 2020 году. Однако поставки и обучение пилотов были отложены из-за пандемии ковида и строгой политики Китая по сдерживанию распространения болезни.

FTC-2000G по-китайски называется “Горный орел”. Это базовый вариант двухместного сверхзвукового тренажера с турбореактивным двигателем производства GAIC.

По данным агентства Janes, это недорогой многоцелевой самолет, предназначенный для экспортных рынков. Один такой самолет стоит порядка $8,5 млн.

Для сравнения: самый дорогой китайский самолет - многоцелевой истребитель пятого поколения Chengdu J-20 - стоит более $100 миллионов.

Китайский самолет будет использоваться для спецопераций против повстанцев. Причем в бирманских ВВС пилоты имеют большой опыт работы и с другими китайскими самолетами - это истребитель Chengdu F-7M, штурмовик Nanchang Q-5A и учебно-тренировочный Hongdu K-8W Karakorum.

Если опыт применения “Горного орла” против бирманских повстанцев окажется удачным, то Китай сможет легко расширить свой рынок сбыта. Ведь сейчас многие страны нуждаются в дешевых самолетах, чтобы бороться с боевиками, террористами и сепаратистами.

Огромный рынок сбыта для китайских многоцелевых самолетов - это Африка, где сейчас продолжается несколько гражданских войн. Тем более Китай стремительно наращивает поставки своей техники африканским государствам.

По заветам Сунь Цзы: китайских пилотов учат британские

Военная стратегия Китая основывается на принципе Сунь Цзы “Самая лучшая война - разбить замыслы противника”. Захватывая все новые рынки сбыта для своего вооружения, китайцы используют слабости Запада. И особенно жадность.

На днях стало известно, что западные военные пилоты работают в Китае и зарабатывают гигантские деньги, обучая коллег из китайских ВВС. Работали в Китае по контракту как минимум 30 фронтовых пилотов в отставке из Королевских ВВС Великобритании.

Наняли британцев для передачи опыта управления таких скоростных реактивных самолетов, как Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon. Китайских летчиков учили на нейтральной территории - в Испытательной летной академией Южной Африки (TFASA).

Министерство обороны Великобритании крайне возмутилось тем, как отставные пилоты зарабатывают себе на жизнь. Летчикам "настоятельно рекомендовали" прекратить любую работу с китайцами. Правда, британское Минобороны не исключает, что Пекин мог нанять для тренировок и опытных пилотов из других западных стран - от Канады до США.

"Могучий дракон" патрулирует Тайваньский пролив

Возмущение британского Минобороны объяснимо: китайцев на Западе воспринимают как потенциальных противников. При этом, судя по бирманской сделке, именно китайское оружие все активнее закупают страны третьего мира.

Китайцы же постоянно совершенствуют свои авиационные технологии. В частности, сейчас началась разработка нескольких новых модификаций флагманского Chengdu J-20. Самолет был взят на вооружение ВВС в 2017 году, в 2021 году был представлен прототип двухместного истребителя. Ожидается, что скоро его могут начать использовать как тактический электронный постановщик помех и самолет раннего предупреждения.

Кроме того, “Могучий дракон” (именно так называется Chengdu J-20) сможет управлять роем беспилотных летательных аппаратов, пишет South China morning post.

“В последние годы взгляды экспертов на роль самолетов пятого поколения в современной войне изменились. Мы можем представить, что пилот на переднем сиденье двухместного J-20 отвечает за полет, а пилот на заднем сиденье отвечает за связь, командование и постановку помех”, - говорится в статье South China morning post.

Когда J-20 совершил свой первый полет в 2011 году, он стал главным символом усилий Китая по модернизации ВВС. Китай стал второй после США страной, эксплуатирующей истребитель-невидимку, способный развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость.

Вооруженные силы Китая эксплуатируют свой отечественный истребитель-невидимку во всех пяти командованиях страны на театре военных действий. Эскадрильи “Могучего дракона” развернуты в Восточно-Китайском море, Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, которые являются возможными горячими точками.