Войти в почту

Один из самых интересных заводских музеев находится на территории научно-производственного предприятия «Темп» им. Ф. Короткова. Оно уже более 80 лет разрабатывает топливную автоматику и системы управления для двигателей легендарных отечественных самолетов.

Сверхзвуковой темп
© Вечерняя Москва

Музей при заводе был основан шесть лет назад — к 75-летию предприятия. Идею руководства горячо поддержал коллектив, и в первую очередь — один из самых опытных сотрудников, инженер-механик, начальник испытательной станции Павел Пономарев. Павел Константинович понял, что предприятие хранит огромное количество раритетных экспонатов, которые никто никогда не видел. И это — огромное упущение. Ведь одно дело — рассказывать молодым конструкторам об устройстве системы топливопитания двигателя самолета, например АНТ-25, перелетевшего в Америку через Северный полюс, а другое — показать агрегаты.

— АНТ-25 — это гордость советского авиастроения 30-х годов прошлого века, времени, когда отечественная авиация уверенно «вставала на крыло», — рассказывает руководитель отдела развития и индустриального маркетинга НПП «Темп» Марина Лавриненко. — Он стал первым в мире самолетом, совершившим трансполярный перелет под командованием Валерия Чкалова.

Есть в музее карбюраторы военных самолетов, таких как штурмовик Ил-2. Ведь все боевые и транспортные самолеты Великой Отечественной войны были оснащены системами топливоподачи конструкции предприятия (тогда ОКБ № 33).

А в 60-е годы прошлого века в советском авиастроении началась новая эра: был создан первый сверхзвуковой самолет — Ту-144, топливная система которого также разрабатывалась конструкторами этого завода. 5 июня 1969 года пассажирский лайнер впервые преодолел звуковой барьер. И если на обычном самолете можно было долететь до Хабаровска за 8 часов, то Ту-144 сокращал время перелета почтив два раза! Опыт его эксплуатации лег в основу разработок дальних сверхзвуковых бомбардировщиков.

Самолет пятого поколения СУ-57 оснащен изготовленной на предприятии системой автоматического управления двигателей. При модернизации сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносецев также используются разработки ОКБ.

Впрочем, предприятие занимается не только военной авиацией. Современные гидромеханические агрегаты — распределители, дозаторы, насосы — оснащены электроникой, в разработке которой участвует новое поколение инженеров-конструкторов. Многие из них — дети и внуки прежних сотрудников завода.