Войти в почту

«Скорая помощь» доедет быстрее

Нынешние технические шероховатости в отношениях между операторами связи, поддерживающими Систему-112, и ее эксплуатантами, к примеру пожарной службой, полицией и скорой, мягко говоря, не делают ее эффективной. В частности, эксплуатанты отказывают в передаче информации операторам о месте нахождения телефона абонента на основании того, что на этот счет нет законодательного решения. Такой пробел нужно устранить. Это поможет оперативнее реагировать на звонки россиян вне зависимости от технической возможности передачи информации об абоненте. Соответствующий проект приказа Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разместило на федеральном портале проектов нормативных актов 17 апреля.

«Скорая помощь» доедет быстрее
© Парламентская газета

Как это работает

Создание единой системы вызова пожарной, скорой помощи и полиции началось в 2008 году, а в 2012-м система заработала в трех регионах: Татарстане, Курской и Архангельской областях. Еще в 22 субъектах велось техническое проектирование. В большинстве других регионов до августа 2013 года воспользоваться единым номером 112 можно было только посредством сотового телефона.

На всей территории России единый номер вызова экстренных служб 112 начал работать 12 августа 2013 года.

Поправками в Законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О пожарной безопасности» единый номер был введен по всей стране, он работает в сетях местной телефонной связи, что повысило оперативность вызова экстренных служб. Три цифры можно набирать в случае любой чрезвычайной ситуации и с мобильного телефона.

При этом телефон спасения 112 не заменил существующие номера служб экстренного реагирования. Одновременно продолжают действовать привычные россиянам номера 01, 02, 03 и 04 — со стационарного и 101, 102, 103 и 104 — с мобильного телефона.

Нужно поправить

И хотя единый номер вызова экстренных служб зарекомендовал себя как надежный помощник в сложной ситуации, тем не менее кое-какие нюансы усовершенствовать необходимо, считают в Минцифры. В пояснительных документах к проекту приказа, в частности, говорится, что сегодня в стране работают порядка девяти тысяч операторов связи. Большинство из них в соответствии с действующим законодательством обязано передавать информацию об абонентах в автоматическом режиме, но не все располагают такой технической возможностью и требуемым уровнем ее криптографической защиты.

«До вступления в силу приказа Минцифры России от 9 марта 2022 года № 180 эта проблема решалась путем делегирования функции по передаче информации, что позволяло оперативно обеспечивать деятельность Системы-112 с наибольшим охватом абонентской базы. Тиражирование практики отказов эксплуатантов Системы-112 в поддержании функции делегирования приведет к расторжению уже заключенных договоров между операторами связи и, соответственно, невозможности передачи информации об абонентах операторов присоединенных сетей», — поясняют суть проблемы в Минцифры.

Отсутствие порядка в этом вопросе грозит кратно увеличить расходы бюджетов регионов на содержание Системы-112, а кроме того, тема «имеет высокую социальную значимость, а в отдельных случаях это вопрос сохранения жизни и здоровья граждан и особенно актуально для людей с ограниченными возможностями», уточняют в Минцифры.

Предлагаемые ведомством изменения позволят избежать субъектам лишних трат, а с другой стороны, обеспечат «оперативную помощь максимальному количеству граждан вне зависимости от технической возможности передачи информации об абоненте в Систему-112 отдельных операторов присоединенных сетей».

Кому это надо

Вопрос времени при обращении граждан в экстренные службы играет сегодня ключевую роль, а потому следует постоянно повышать эффективность работы Системы-112, считает зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

«Время, по сути, играет ключевую роль с точки зрения обеспечения безопасности — для опережения, оказания в максимально короткие сроки помощи человеку, который в этом нуждается. Исходя из сформировавшегося запроса, хотелось бы, чтобы Минцифры в этом плане шло хотя бы на полшага впереди с точки зрения обеспечения оперативности с момента поступления информации до исполнителя, до тех лиц, которые могут здесь и сейчас тут же принять экстренные меры реагирования», — пояснил депутат «Парламентской газете».

В настоящее время, убежден законодатель, это приоритет номер один с точки зрения техногенных, природных катастроф, не говоря уже о тех вызовах и угрозах, с которыми мы встречаемся сегодня, включая и террористические. Все это требует от лиц, которые обладают определенными полномочиями, создания максимально короткого пути для человека к получению ожидаемой помощи, добавил Выборный.

«Он набирает 112 и должен понимать, что те лица, которые получают эту информацию, доведут ее в максимально короткий период времени именно до компетентных лиц. А в наше время буквально секунды играют существенную роль с точки зрения быть или не быть — это вопрос жизни и смерти», — подчеркнул депутат.

По его мнению, Минцифры своевременно реагирует на сформировавшийся запрос и создает комфортные условия для того, чтобы дать возможность человеку быстро обезвредить, оказать помощь, восстановить, помочь и так далее.