Войти в почту

Порода русской верховой лошади может исчезнуть, предупредили заводчики

Русская верховая лошадь на грани вымирания. Уже через два года порода, аналогов которой нет в мире, может исчезнуть. Этих скакунов разводят только на Старожиловском конезаводе под Рязанью, передает корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

Порода русской верховой лошади может исчезнуть, предупредили заводчики
© Мир24

«Это наш русский верховой жеребец-производитель Вообразимый. Он очень красивый. Он знает себе цену».

К барским замашкам этих лошадей здесь давно привыкли. Резвые, статные, лощеные. Это русская верховая порода. Умные и энергичные, быстро на все реагируют и понимают человека. А еще очень общительные.

Династия русских верховых появилась в XVIII веке. Первых лошадей вывел граф Алексей Орлов. Их даже признали национальным достоянием России.

На них огород не вспашешь, в телегу не запряжешь. Только верхом. Это царская порода, голубая кровь. В XIX веке такая лошадь была украшением военных парадов. Сам царь выезжал на русской верховой. Она не раз покоряла международные выставки, блистая в Париже и Чикаго.

Во время Великой Отечественной эта порода едва не исчезла. Когда коней эвакуировали в тыл, большая часть погибла. Чтобы спасти породу, чистокровных лошадей привозили на Старожиловский конный завод под Рязанью – буквально по одной из разных регионов страны. Сейчас это единственное место в мире, где разводят русских верховых.

Владимир Фролов – один из тех, кто возрождал русскую верховую больше 40 лет. Хорошо помнит, как Старожиловский гремел на всю страну. Получить отсюда коня всегда считалось большой удачей.

«Был ажиотажный спрос на лошадей. Лошади могли раскупиться уже в двухлетнем возрасте. До 1989 года лошади были по записи», – рассказал бывший начальник конной части Старожиловского конного завода Владимир Фролов.

Сейчас порода вновь под угрозой исчезновения. Общее поголовье – 150 лошадей. Среди них всего 40 маток-самок. Держать больше владелец завода не в состоянии, дорого. Приходится продавать красавцев. Вырученные деньги уходят на корм.

«Мы просто вынуждены сокращаться, чтобы оставшееся поголовье содержать достойно. Потому что, конечно, хочется увеличить поголовье, порода на грани исчезновения. Что такое 40 маток. Это катастрофа», – сказала ветеринарный врач, заместитель директора Старожиловского конного завода Елена Шишкина.

Вот здание, в котором живут лошади. Обшарпанные стены, разрушенные башни, дырявая кровля, окна без стекол. Хотя этот замок – объект архитектурного наследия. Земли и пастбищ для выращивания и заготовки кормов тоже нет, продала прошлая владелица.

«Своими силами мы не можем здесь справиться. Я считаю, что здесь необходимо участие государства. Потому что это порода, которая прославляла Россию и может прославлять», – считает Елена Шишкина.

Пока же лошади ютятся на улице в крошечных загонах. Из-за малоподвижного образа жизни у многих жеребят появились проблемы с суставами, а несколько кобыл не могут разродиться.

«Как только они выходят на свежую траву, все гинекологические заболевания исчезают. Лошадь находит ту траву, которой она может не только питаться, но и лечиться», – пояснил Владимир Фролов.

Эти лошади на службе в конной полиции, в президентском полку и, конечно, в большом спорте. А еще выступают в конных шоу Кремлевской школы верховой езды.

«Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы эта порода исчезла. Исчезнет целый пласт. Если мы не предпримем никаких действий, скоро мы нашим детям по картинкам будем рассказывать, что вот была когда-то лошадь русской верховой породы», – сказал генеральный директор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров.

Сейчас Старожиловский конный завод принадлежит частникам. Инвесторы вкладываться не хотят, им не выгодно. Заводчики уверены – без помощи государства русскую верховую не спасти.