Войти в почту

Как бортовую аппаратуру для новых спутников будут тестировать в открытом космосе

Специалисты "Российских космических систем" и РКК "Энергия" разработали концепт орбитального стенда для испытаний бортовой спутниковой аппаратуры в открытом космосе. Тестирование техники на орбите позволит сократить время производства спутников и значительно повысит ее надежность. Разработка представлена на XXVI Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий "Архимед-2023".

Как бортовую аппаратуру для новых спутников будут тестировать в открытом космосе
© Российская Газета

Какая основная проблема в испытаниях аппаратуры спутников? На Земле практически невозможно воспроизвести все жесткие факторы реального космоса, оказывающих воздействие на технику на орбите. Кроме того, как поясняют инженеры и конструкторы, под каждую серию спутников, которая обладала единичными техническими характеристиками, нужно было создавать отдельную испытательную платформу. А это зачастую было сверхдорого и нерентабельно.

Испытательную платформу - разработку РКС планируется установить на борту новой российской орбитальной станции - РОС. Стенд состоит из двух частей: внешнего блока и внутреннего. Аппаратура будет работать в реальных гравитационных и магнитных полях Земли, Солнца и Луны, систем наземной и космической связи и навигации, взаимодействовать с реальными спутниками во всех диапазонах связи. После космических испытаний на Земле будет проводиться сравнительный анализ результатов тестов с изначальными расчетами.

"Российские космические системы" внедряют в жизнь новую отраслевую идеологию - строительство спутников на базе унифицированных модульных решений. Это когда космический аппарат собирается как конструктор "лего". Такой же подход и к к вопросу испытаний бортовой техники на орбите: достаточно построить одну надежную платформу, которая подойдет для испытания любой космической аппаратуры, создаваемой из идентичных "кубиков".

Стендовые испытания в открытом космосе станут весомым дополнением к наземным. Позволят снизить риск получения отрицательного результата при последующих летных испытаниях космических аппаратов и минимизировать объем доработок аппаратуры перед запуском в серийное производство, подчеркивают в РКС.