Войти в почту

Россияне гуляют на последние

В 2018 году вдвое выросло число россиян, потративших крупные суммы денег на одежду, лечение и отдых, а доля тех, кто не делал серьезных приобретений, оказалась самой низкой за шесть лет. Дорогую одежду покупали 51% опрошенных, лечение оплачивали 31%, на отдых потратились 21%. Только 15% россиян не покупали ничего особенного дорогого в 2018 году, говорит опрос исследовательской компании «Ромир» (см. «Наиболее крупные покупки россиян»). Причем год назад, когда эксперты спрашивали население о намерениях на 2018-й, 42% граждан уверяли, что не планируют масштабных финансовых трат. Но большинство из них не удержались от покупок. Так, 15% опрошенных не смогли отказаться от новых смартфонов, хотя изначально только 5% граждан собирались поменять телефон в 2018 году; 10% решились на ремонт автомобиля — хотя год назад такие планы были лишь у 4%. Новую мебель приобрели 11%, а планировали это сделать 5%. Покупателей заставят родину любить. Прогноз: ретейлеры идут к пенсионерам. Рейтинг ретейлеров: взрывной рост. В 2019 году россияне решили не экономить — почти по всем видам покупок они планируют крупные траты (см. «Планы по совершению крупных покупок»). И это несмотря на то, что реальные доходы населения в 2018 году не выросли, а в 2019-м, по прогнозам экономистов, и вовсе снизятся на 1,5%. Росстат подставил Путина. В ожидании инфляции Однако данные опросов не совпадают ни с официальной статистикой, ни с отчетами участников рынка. Например, по оценке Росстата, оборот непродовольственной розницы в 2018 году вырос лишь на 3,5%, до 14,82 трлн рублей (за 11 месяцев), а объем платных услуг населению — на 6,6%, до 8,56 трлн рублей. Торговцы признают, что в 2018 году смартфонов продали на 3% больше, чем в 2017-м, а именно 29-30 млн штук (данные «М.Видео-Эльдорадо» — входит в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева). Но и продажи бытовой техники и электроники (БТЭ) тоже выросли, а не упали, как утверждает опрос «Ромир». Например, телевизоров россияне в прошлом году приобрели 6 млн штук — на 15% больше, чем годом ранее. В целом рынок БТЭ в 2018 году в штуках вырос на 5%, а в денежном выражении — на 17% (до 1,8 трлн рублей), подсчитали в исследовательской компании GfK. Сегмент одежды и обуви, наоборот, снижает обороты, утверждает Fashion Consulting Group: эксперты не приводят данные в штуках, но в деньгах продажи остались на уровне 2017 года — 2,36 трлн рублей. Население предпочитает одеваться и обуваться в дисконт-центрах и магазинах нижнего ценового сегмента, туда постепенно перетекают приверженцы дорогих брендов. Это подтверждается ростом числа недорогих магазинов. Так, дисконт-ретейлер Familia (подконтролен Baring Vostok Private Equity Fund V) нарастил свою сеть в 2018 году на 48 магазинов (до 240 точек). ГК «Обувь России» (ее контролирует директор Антон Титов) увеличила планы по расширению сети и открыла 150 новых магазинов вместо 100 (сейчас в сети около 680 точек). Россияне спешили затариться дорогими товарами перед масштабным повышением цен, связанным с увеличением НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года, поясняет гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Многих также подстегнуло подорожание доллара и евро: россияне опасались, что рубль будет дешеветь еще больше, а значит, ценники на товарах будут расти. В 2019 году ретейлеры ждут снижения темпов роста. Итоги года: россиянам остается верить в чудо. Инфляция ускорилась до 4,7%. Наиболее крупные покупки россиян % от числа опрошенных Планы россиян по совершению крупных покупок % от числа опрошенных БТЭ — бытовая техника и электроника. Источник: «Ромир».

Россияне гуляют на последние
© МетаГазета
МетаГазета: главные новости