Войти в почту

Первый полет Джона Гленна: 60 лет назад США догнали СССР на орбите

Первая пилотируемая программа США «Меркурий» предполагала до отправки человека на орбиту два пилотируемых суборбитальных полета. Одноименный космический корабль сначала опробовали астронавты Алан Шепард и Вирджил Гриссом. И только через десять месяцев после полета Гагарина, 20 февраля 1962 года на орбиту вышел гражданин Соединенных Штатов Джон Гленн на корабле Friendship 7.

Первый полет Джона Гленна: 60 лет назад США догнали СССР на орбите
© Слово и Дело

Старт, запланированный на 16 января, несколько раз переносился в связи с выявленными неполадками и погодными условиями. Но даже после того как астронавт занял место в корабле, наземный персонал продолжал находить и оперативно исправлять неполадки. В общей сложности ожидая старта Джон Гленн провел в кресле «Меркурия» без малого четыре часа, тогда как сам полет продолжался почти пять.

В полете Гленн тщательно описывал свои ощущения. Провел эксперимент с употреблением пищи, проглотив порцию яблочного пюре и таблетку ксилита. Несколько раз ему приходилось вручную корректировать курс корабля. Также беспокойство астронавта и центра управления вызывали показания приборов, свидетельствовавшие о неправильном положении теплозащитного щита и мешка мягкой посадки, оказавшиеся ложными. Всего первый орбитальный астронавт США совершил три витка вокруг планеты, приводнившись в Атлантическом океане близ острова Гранд-Терк всего в 60 километрах от расчетного места посадки.

Несмотря на тот факт, что Советский Союз к февралю 1962 года уже успел отправить на орбиту Юрия Гагарина и Германа Титова, полет Джона Гленна имеет важнейшее значение не только для Соединенных Штатов, но и для мировой космонавтики в целом. Об этом в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» рассказал летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Андрей Борисенко.

«Это испытание той техники, тех концепций, которые были заложены американскими конструкторами. Не секрет, что инженерные решения любой страны анализируются в других космических агентствах, другими инженерами. И, соответственно, рассматриваются сильные и слабые стороны тех или иных решений. Поэтому полет имел большое значение. Особенно с той точки зрения, что это были первые шаги в космос, когда было много вопросов и мало ответов», — объяснил космонавт.

После приводнения и прохождения всех положенных обследований, длившихся несколько дней, Джон Гленн попал в руки политиков. Новоявленный герой Америки давал интервью, в его честь прошел президентский банкет, а на улицах городов США кортеж с астронавтом встречали толпы местных жителей.

Через три месяца начался «четвертый орбитальный виток» Джона Гленна. Информационное агентство США и НАСА организовали трехмесячное кругосветное путешествие, в ходе которого он посетил более 20 стран, включая все, где размещалась станция слежения НАСА. Вместе с астронавтом специально выделенный военно-транспортный С-130 Hercules, украшенный надписью: «Вокруг света с Friendship 7», возил и космический корабль для экспонирования на выставках.

В отличие от Гагарина, впервые столкнувшегося с «медными трубами», Джон Гленн был готов к свалившейся на него публичности. Собственно, как и другие астронавты, он и до полета появлялся на первых полосах газет, давал интервью и участвовал в телевизионных передачах. Руководство США не делало секрета из личностей первых астронавтов и допускало прессу везде, где только можно.

«Публичность характерна для американцев в любой деятельности. Это не хорошо и не плохо, это их национальная черта. У нас практиковалась другая степень открытости. Но все надо рассматривать в конкретном историческом контексте. И, честно говоря, сейчас, по прошествии 60 лет, сложно сказать, что было более оптимально. И та и другая политика информационной открытости имеет свои плюсы и минусы», — отметил Андрей Борисенко.

К слову, компания General Motors предоставила всем астронавтам первого набора возможность арендовать новенькие Chevrolet Corvette по символической цене один доллар в год. Отказался от этой привилегии только Джон Гленн.

В дальнейшем первый американец на орбите побывал в космосе еще однажды, в 1998 году на шаттле «Дискавери». На тот момент Гленну было уже 77 лет, и он до сих пор носит титул самого пожилого астронавта. Или не носит.

В октябре 2021 года корабль New Shepard от компании Blue Origin Джефа Безоса совершил суборбитальный полет с экипажем, в который вошел 90-летний актер Уильям Шетнер. Корабль поднялся выше 100 километров, что позволяет формально считать участников полета астронавтами. Считаются же таковыми Шепард и Гриссом, летавшие перед Гленном. Однако, как подчеркнул Андрей Борисенко, между первыми полетами американцев в космос и суборбитальным туризмом наших дней есть огромная разница.

«Думаю, нельзя ставить знак равенства между теми полетами и современными суборбитальными туристами. Потому что туристы летают совершенно на другой технике и задачи у них другие. Тогда разница между орбитальным и суборбитальным полетом с точки зрения риска и того объема подготовки, который необходимо было проходить, практически отсутствовала. Тогда астронавты прокладывали для своей страны дорогу в космос. Это была полноценная космическая работа. А сейчас суборбитальный туризм — это развлечение вроде американских горок, только на очень большой высоте. Эти вещи, на мой взгляд, невозможно сравнивать», — резюмировал космонавт.

Полет корабля Friendship 7, состоявшийся 60 лет назад, бесспорно входит в число наиболее важных событий в американской истории. Но и для всего человечества — это значимая веха в освоении космоса. 20 февраля 1962 года мир стал на один маленький шажок ближе к звездам, и сделал его уроженец Огайо, боевой летчик, будущий сенатор США Джон Гленн.