«Спутнику-1» – 63 года: прогресс в освоении космоса от СССР до современности
Ровно 63 года назад началась космическая эра человечества. СССР преодолел силу земного тяготения и вывел на орбиту первый искусственный спутник. Благодаря компьютерам то, что тогда казалось вершиной технологического прогресса, сегодня могут конструировать даже студенты и школьники, передает корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов. Первый «Спутник», выведенный в космос, ошеломил всю планету. Впервые была достигнута первая космическая скорость и создано искусственное небесное тело. Первый раунд космической гонки остался за СССР. Сенсация попала в заголовки всей мировой прессы. Металлический шар весом 83 килограмма отправили на орбиту Земли. Первый спутник просуществовал как небесное тело в течение 92 суток. И совершил 1400 оборотов вокруг земного шара. Хотя он собрал важные сведения о свойствах атмосферы, прославился на мир другим. Радиопередатчик «Спутника» отправлял на Землю особый позывной. Его слышали не только военные. Прием сигнала велся даже на домашние радиовещательные приемники, поэтому очень быстро «Спутник» с этим передатчиком с легкой руки французской прессы получил название «Бип-Бип». Пиар-эффект – идея одного из главных конструкторов, Михаила Рязанского. Он сам был радиолюбителем, а в проекте отвечал за телеметрию. Сегодня его фотография среди отцов первого «Спутника» в Музее космонавтики. Так было не всегда. Внук, космонавт-ученый Сергей Рязанский, говорит, что имя деда рассекретили только через пять лет после смерти конструктора. «И даже на занятиях по истории космонавтики в отряде космонавтов преподаватель умудрился перечислить пять фамилий из шестерки главных конструкторов, и говорит: а шестого я не помню. Это был дед», – рассказал космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса, Герой Российской Федерации Сергей Рязанский. Сегодня устройство «Спутника-1» кажется элементарным. Его может повторить даже школьник. «На данный момент это самая базовая часть, которая решается при строительстве спутников или любых других космических аппаратов, то есть передача сигнала», – говорит студент, главный инженер проекта «Школьный Космический телескоп» школы №29 г. Подольска Илья Атрошенко. {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=584div class=mm_test_headerОт Юпитера до края Вселенной/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/articles/16302556/ot-yupitera-do-kraya-vselennoi-pyat-vazhneishih-otkrytii-habblaimg src=https://mir24.tv/uploaded/images/crops/2018/May/09a69579302417ec151a411f6975cea9291a44c68cfbe2138c2f6ac5fe737838-320x_.jpg?token=5dcb586b371c496ffa8cb85bf97f6816/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/articles/16302556/ot-yupitera-do-kraya-vselennoi-pyat-vazhneishih-otkrytii-habblaПять важнейших открытий «Хаббла»/a/div/div/div}Илья Атрошенко – первокурсник. С командой учащихся и выпускников школы в Подольске они разрабатывают свой спутник-телескоп. Макет делали здесь же, в школе. На фрезерном и лазерном станках и в программе для 3D-моделирования. Корпус готового аппарата закажут местному заводу. «Здесь рядом находится «Физприбор», на который мы уже ходили, причем успешно. Показывали предыдущий эскиз нашей модели, и они согласились, что это возможно сделать», – отметил конструктор проекта «Школьный Космический телескоп» школы №29 г. Подольска Егор Аносов. Здесь есть даже свой Центр управления полетами. Раньше в школе получали сигналы разных метеорологических спутников. Но потом решили идти дальше. На крышу водрузили большую антенну, которая будет и принимать, и отправлять в космос сигналы. Все на деньги меценатов и учебные гранты. «Появилась идея запустить в космос инструмент, который сам бы снимал карту Земли, где какие облака, атмосферные фронты, а после этого пришла идея развернуть это устройство и смотреть уже не на Землю, а в небо, и снимать звезды и планеты», – пояснил ученик 11б класса школы №29 г. Подольска, председатель школьного научного общества Герман Зайцев. Перед тем, как отправиться в космос, любые учебные космические аппараты должны пройти серию испытаний. «Тщательно проверены на совместимость с ракетой, другими спутниками и так далее. Эта программа называется «Универсат», ведет ее Роскосмос», – сказал сотрудник РАН, руководитель программы «Школьный центр космической связи» (г. Троицк) Александр Зайцев. До старта подольского спутника пройдет не меньше года. Часть школьников поступит в вузы и уйдет из проекта. Поэтому в команду требуются руководитель и операторы наземного комплекса управления, разработчики и испытатели.