Доктор наук: Динозавры не вымерли, а переродились в птиц

Развитие познавательного и научного туризма связано с уникальным местонахождением динозавров. Недавно более 800 образцов - остатки динозавров, млекопитающих, рептилий и птиц раннего мелового периода мезозойской эры - переданы в фонды Кузбасского краеведческого музея.

Доктор наук: Динозавры не вымерли, а переродились в птиц
© Российская Газета

Окаменевшие кости пситтакозавра сибирского - растительноядного рогатого "ящера-попугая" - обнаружили на берегах Кии еще в середине прошлого века. А с середины 1990-х палеонтологам удалось описать более тридцати видов местной мезозойской фауны. Так, в 2000-х на Шестаковском яру нашли часть нижней конечности гигантского завропода - из тех, что до этого встречались разве что в Южной Америке. Динозавра назвали sibirotitan astrosacralis (сибиротитан звезднокрестцовый) - из-за необычного строения позвоночника.

В 2014 году первая экспедиция Кузбасского краеведческого музея, получившего лицензию на раскопки, обнаружила в Шестаково костеносную линзу (целое скопление динозавров) - не менее десяти отлично сохранившихся скелетов взрослых особей с детенышами. А в 2017-м здесь впервые были найдены кости анкилозавра - не хищного, но очень мощного, покрытого панцирем древнего ящера.

Нынешние находки на первый взгляд не слишком презентабельны, все - размером от одного до пяти миллиметров. Пожалуй, самая крупная - фрагмент челюсти пситтакозавра сибирского, извлеченный вместе с осадочной породой ярко-оранжевого цвета (120-130 миллионов лет назад климат здесь был жарким и засушливым). В числе прочего обнаружен шейный позвонок и фаланга конечности, кусок трубчатой кости мелкого динозавра и солидная коллекция зубов разнообразных животных, включая терапода и птерозавра.

"Размер, конечно, имеет значение. Но маленькие находки иногда значат для науки гораздо больше, чем крупные, однако не дающие много информации, - подчеркивает доктор биологических наук, доцент кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского госуниверситета Павел Скучас. - Исследовав срезы костей пситтакозавров, мы выяснили, что эти животные, достигавшие не более трех метров в длину, росли и взрослели очень быстро - уже к 8-10 годам становились половозрелыми особями. Ну а по расположению борозд на зубах пситтакозавра можно понять, как двигались его челюсти".

Еще ученые убедились, что зубы у пситтакозавров, как и у всех рептилий, были довольно хрупкими. Потому измельчать и переваривать пищу им помогали так называемые гастролиты - камешки, которые есть и в желудках у современных кур. И это не единственное сходство динозавров с пернатыми.

"Я вообще считаю, что динозавры не вымерли, а эволюционировали в птиц. Птицы - это тоже хищные динозавры. Потому главная интрига палеонтологического сезона 2021 года в Шестаково - раннемеловое яйцо. Нужно только разобраться, кто же все-таки его отложил - мелкий хищный динозавр или примитивная птица", - продолжает Скучас.

Уже доказано, что на территории Шестаковского комплекса 130 миллионов лет назад обитало до пятнадцати видов динозавров. Ученые прогнозируют, что в течение пяти лет будет обнаружено еще несколько новых родов. И не исключено, что какая-то из находок перевернет нынешнее представление о доисторических животных.

Пополнившая музейные фонды новая коллекция отражает разнообразный состав древней экосистемы. Это не только динозавры, но и родственники млекопитающих - зверообразные амфибии, ящерицы и крокодиломорфы.

Но самое удивительное, что в Шестаково обнаружены примитивные позвоночные, которые должны были исчезнуть с лица Земли на грани юрского и мелового периодов. Это крокодилоподобные создания - хористодеры, стегозавры и зверозубые рептилии, предки млекопитающих. Выходит, парк юрского периода как бы перекочевал в меловой.

Оказывается, на закате юрского периода, когда в разных частях Земного шара извергались вулканы, происходили землетрясения и прочие катаклизмы, на территории современной Сибири все было спокойно. Ни природных катастроф, ни серьезного изменения климата. В этих стабильных условиях юрские реликты продолжали жить.

Полностью читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

Все тексты сюжета "Отдых и туризм в России" читайте здесь.