Биологи нашли новое объяснение вымиранию мамонтов

Мамонты, шерстистые носороги и другие представители мегафауны исчезли в результате потепления климата и роста влажности, из-за чего сухую степь заменили другие типы растительности. К такому выводу пришла группа ученых, которую возглавил Эске Виллерслев из Кембриджского университета.

Биологи нашли новое объяснение вымиранию мамонтов
© ТК «Звезда»

Биологи опираются на результаты анализа образцов экзогенной ДНК из озерных отложений и многолетней мерзлоты возрастом до пятидесяти тысяч лет. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature.

Жившие в Арктике крупные травоядные, среди которых были шерстистые мамонты и носороги, степные бизоны и дикие лошади, вымерли на рубеже плейстоцена и голоцена около двенадцати тысяч лет назад. При этом на острове Врангеля популяция мамонтов существовала еще около четырех тысяч лет назад.

Реконструировав растительный покров разных участков Арктики за последние пятьдесят тысяч лет, биологи обратили внимание на изменение растительности в разные периоды. Разнотравье и злаки, включая мятлик и полынь, к началу голоцена уступили место менее разнообразным экосистемам, в которых доминировали деревья и кустарники.

Также ученые выяснили, что на участках с обильными осадками и большим количеством влаголюбивых растений было меньше крупных и мелких травоядных. По мнению ученых, из-за глубокого снежного покрова зимой доступ к пище животным был затруднен.

Биологи пришли к выводу, что крупные травоядные выживали в голоцене на территориях, где сохранились участки сухой мамонтовой степи. После исчезновения этой экосистемы из-за роста влажности вымерли и зависевшие от нее животные.

Так исследователи опровергли одну из основных гипотез исчезновения мамонов, которая возлагала ответственность за вымирание мегафауны на первобытных охотников.