Самый древний опенок

Один из старейших живых организмов на Земле - растущий опенок, возраст которого оценивается в 2500 лет, «живёт» в США. Все началось около тридцати лет назад, когда биолог Джеймс Андерсон из Университета Торонто обнаружил в лесу штата Мичиган одиночную особь опенка толстоногого или Armillaria gallica, грибное тело которого распространилось вокруг на пятнадцать гектаров. Вес опенка, которого ученые тут же окрестили «чудовищным грибом», достигал 100 тысяч килограмм. Тогда профессор Андерсон сообщил, что этому чуду природы не менее 1500 лет, что уже само по себе было сенсацией. Новое исследование этого же гриба позволило скорректировать информацию: сегодня ученые уверены, что мичиганскому опенку никак не меньше 2599 лет, и он смело может считаться современником Сократа, а заодно и одним из старейших живых организмов на планете. Если профессор Андерсон считал, что тело гриба распространялось на 15 гектаров, а сам гриб весил 100 тысяч килограмм, то проводившие недавнее исследование ученые из Университета Миссури только что опубликовали в журнале «Proceedings of the Royal Society» статью, в которой утверждается, что на самом деле тело гриба распространилось на 75 гектаров, а его общий вес превышает 400 тысяч килограмм. - Судя по анализу генетической информации гриба, уровень мутаций у него чрезвычайно низкий, - говорит соавтор исследования профессор Иоганн Брюн. - Это может быть связано с тем, что гриб скрыт под землей, и почти не ощущает воздействия ультрафиолета. Возможно, именно эта низкая частота мутаций стала ключом к генетической стабильности огромного гриба, и мы даже можем предположить, что это и есть ключевая причина его фантастически продолжительной жизни… Гриб действительно в основном находится под землей, и скрыт от глаз. Он разлагает древесину, а получаемую энергию использует, чтобы отращивать ризоморфы, — длинные шнуровидные сплетения грибных нитей, выполняющие роль «трубопровода» для поставки воды и питательных веществ в грибное тело. Как установили ученые, ризоморфы крепятся к корням деревьев. «Хитрый гриб» ждет, когда дерево станет уязвимым, например, из-за засухи. Как только дерево слабеет, гриб его атакует и начинает питаться за счет умирающего растения. Это дает возможность грибу регулярно размножаться, - каждую осень на поверхности почвы в радиусе до 5 гектаров появляются многочисленные опята, так что места здесь и впрямь грибные.

Самый древний опенок