Войти в почту

Конфискация имущества за фейки об армии и призывы к санкциям: комитет Госдумы рекомендовал принять закон в первом чтении

Обновлено в 18:45

Конфискация имущества за фейки об армии и призывы к санкциям: комитет Госдумы рекомендовал принять закон в первом чтении
© BFM.RU

Законопроект о конфискации имущества за фейки о российской армии рассмотрят 24 января. Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять его в первом чтении.

Такая мера наказания, как «конфискация имущества», появится в восьми статьях Уголовного кодекса. Это распространение фейков об армии, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение целостности Российской Федерации.

Также это «дискредитация» российской армии — не путать с фейками — и публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, — не путать со статьей о нарушении целостности. Кроме того, это статьи об оказании содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не состоит, и призывах к введению санкций в отношении страны и ее граждан. Наконец, это еще и реабилитация нацизма.

У законопроекта почти четыре сотни авторов: это депутаты всех фракций, кроме «Новых людей». Опрошенные депутаты по разным причинам отказались комментировать нюансы законопроекта. Не отказался зампредседателя комитета по госстроительству и законодательству Дмитрий Вяткин:

— Речь идет о том, чтобы дополнить виды наказаний как раз конфискацией имущества, которая использовалась для создания и послужила в том числе подспорьем для совершения преступления.

— А может быть, поясните, какое имущество предлагается конфисковывать, если вина будет доказана?

— В каждом случае это будет определять суд.

— А чтобы умысел, корыстные побуждения в совершении преступления, как это будет доказываться?

— Есть методики доказывания, есть судебная практика по этому поводу, по другим статьям о компенсации. Поверьте, институт конфискации не нов и применяется на протяжении десятилетий, с советского времени по-разному. Поэтому есть сложившаяся практика, есть соответствующие правовые позиции, выраженные в том числе в постановлениях пленума Верховного суда. Поэтому здесь никакой неопределенности нет.

Кроме внесения понятия «конфискация имущества» в восемь уголовных статей, новеллой станет поправка в саму статью о конфискации. В текст статьи добавят уточнение «если преступление совершено из корыстных побуждений». Под конфискацию может подпасть имущество, полученное не только в результате преступления, но и то, которое использовалось или было предназначено для финансирования преступлений, в том числе в деятельности против безопасности России. Туманный смысл поправки постарался объяснить партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:

— Законопроект получился не таким страшным, как изначально пошли про него первые слухи и комментарии в медиа. Данным законопроектом усиливается наказание за публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности РФ, если она осуществляется из корыстных побуждений либо по мотивам политической, идеологической вражды или ненависти по отношению к какой-либо социальной группе. То есть если сейчас такой мотив входит в состав первой части, которая относится к категории средней тяжести и предусматривает максимум четыре года лишения свободы, то в случае принятия закона наличие такого мотива будет квалифицироваться уже по признакам второй части, и это будет тяжкое преступление с наказанием от трех до шести лет лишения свободы. Все имущество, где будет доказано, что оно приобреталось за осуществление таких призывов либо использовалось для их спонсирования, будет конфисковываться. Конфисковываться может даже имущество, которое находится у третьих лиц. Но статья 284.1 содержит административную преюдицию, то есть первый раз за такое действие будут наказывать административно, а второй раз и если еще человек действовал из корыстного умысла либо разжигал неприязнь, можно уже будет получить серьезный реальный срок. Что важно понимать? Это не только такие преступления, как госизмена, бандитизм, геноцид или дача взятки, но и незаконный экспорт технологий или результатов интеллектуальной деятельности, перевод денежных средств или ценных бумаг на сумму выше 20 тысяч долларов без декларации. Содействие деятельности нежелательной организации, и тут будьте добры, список нежелательных организаций отслеживайте сами. Второе — это то, что такие преступления будут наказуемыми как на стадии покушения, так и уже на стадии приготовления к совершению такого преступления. То есть написал пост в соцсетях, но не выложил, то есть в таком контексте это уже приготовление. Это уже на десерт, в случае принятия закона виновного можно будет лишать госнаград и званий, если таковые были ему присвоены.

— Что будут конфисковать, как оценивать?

— Конфисковать будут все имущество, где будет доказано, что оно приобреталось за осуществление призывов, направленных против безопасности РФ. Либо имущество или денежные средства, которые использовались для спонсирования таких призывов.

— То есть если переписал на родственников, да, что-то?

— Переписал, передал.

— После дискредитации переписал или до?

— А это не важно. Самое главное, что такое имущество было получено в связи с осуществлением таких призывов.

Юристы делают осторожные выводы, что поправки направлены по большей части против релокантов. В основном именно они и совершают какие-либо из перечисленных нарушений. Сейчас таких лиц российское правосудие достать не может, значит, к ним не применяются основные наказания, поэтому конфискация имущества в их случае будет способом на них повлиять, считает партнер коллегии адвокатов «Минушкина и партнеры» Арам Мурадов:

Арам Мурадов партнер коллегии адвокатов «Минушкина и партнеры» «То есть это не будет вноситься как основное наказание. Я думаю, это делается в основном для тех лиц, которые, являясь гражданами Российской Федерации, в силу тех или иных обстоятельств покинули территорию Российской Федерации, проживают в другом государстве, пишут какие-то публицистические статьи, но при этом у них остается имущество еще на территории Российской Федерации. То есть имеют здесь имущество, даже иногда бизнес, и продолжают публиковать какие-то статьи, направленные против Российской Федерации. Это дополнительное наказание, конфискация имущества будет на них уже влиять, как себя вести, давать те или иные комментарии или высказывать свое мнение по тому или иному поводу».

Можно трактовать и так. Условно, человек, который релоцировался и получил деньги или другое имущество за свои антироссийские лекции за рубежом, будет признан виновным в России, но так как фактически посадить в тюрьму его не получится, у него конфискуют эквивалент полученного имущества. Таким образом, речи о том, чтобы отнимать у осужденного все имущество, как предполагали ранее некоторые СМИ, все же не идет. Но это не мешает некоторым осужденным в России релокантам, как отмечают телеграм-каналы, спешно продавать свое имущество в России, пока новые поправки не приняли.