Войти в почту

Американскую тюрьму перенесли в российский МИД

Вышедшая в свет в 2020 году автобиографическая книга депутата Госдумы Марии Бутиной «Тюремный дневник» стала бестселлером и была перенесена на театральные подмостки. Спектакль уже видели в нескольких российских городах, а 11 октября его показали в конференц-зале Министерства иностранных дел на Смоленской площади. Среди зрителей были дипломаты, непосредственно участвовавшие в решении судьбы Бутиной. По их словам, охота американцев за нашими гражданами продолжается, похожих случаев уже больше полусотни.

Американскую тюрьму перенесли в российский МИД
© Парламентская газета

Приятно не будет

Автор книги, член Комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина перед входом в зал не желала никому приятного просмотра. «Не обещаю, что будет приятно, но интересно — точно», — говорила она.

На сцене — минимум декораций, все действо помещается в небольшой светодиодный куб, тесный, как сама американская темница. Это и одиночная камера, где содержали Бутину, и карцер, и даже телестудия, куда ее привезли на интервью.

В ролях — актеры так называемого Театра на Бутырке, который располагается на территории самой крупной московской тюрьмы. Но исполнители — отнюдь не сидельцы, а профессиональные артисты, просто их специфика, как сказано в соцсетях театра, — показывать спектакли для сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, ветеранов, членов их семей. Всегда — на безвозмездной основе. «Тюремный дневник» уже отыграли для фсиновцев, в том числе студентов профильных учебных заведений, в нескольких городах страны. А премьера в ноябре прошлого года прошла в столичном главке ведомства.

Охота продолжается

Показать постановку дипломатам предложила сама Мария Бутина, так она хотела поблагодарить их за участие в ее судьбе. К слову, одной из первых рукопись того самого дневника автор показала официальному представителю МИД Марии Захаровой. Та перед показом рассказала, что дипломатические работники навестили Бутину уже в первые дни после ее задержания, а затем носили ей новости и письма от родителей, всячески давая понять, что родина о ней не забыла.

В какой-то момент портрет Марии Бутиной даже появился в качестве аватара в официальных аккаунтах МИД. «Были версии, в том числе вброшенные теми, кто пленил Марию, что она якобы родственница кого-то из сотрудников министерства, — рассказала Захарова. — На самом деле она родственница только своих родителей, с которыми мы познакомились только в аэропорту, когда ее встречали. Но этот образ стал не просто временным аватаром, но символом борьбы страны за своих людей, который и сейчас позволяет не сломаться очень многим».

Дипломатам по-прежнему есть за кого бороться, подтвердил уполномоченный МИД по правам человека Григорий Лукьянцев: «Практика США по охоте за нашими гражданами по-прежнему имеет место. Число случаев преследований, похищений и арестов, попыток применения американского законодательства на территории третьих стран перевалило за пятьдесят».

Примеров, когда соотечественников удалось вытащить из американских тюрем, Лукьянцев назвал только три: Мария Бутина, Константин Ярошенко и Виктор Бут. Правда, он выразил надежду, что они не последние и внимание к этому вопросу МИД ослаблять не будет.

«Ты — наша»

В апреле 2019 года Марию Бутину приговорили в США к восемнадцати месяцам тюрьмы за «незаконную деятельность в интересах иностранного государства». По версии обвинения, россиянка «налаживала связи с американцами» и «внедрялась в организации, имеющие влияние на политику США». Бутиной грозило до пятнадцати лет заключения. Сама она утверждала, что является обычной студенткой с активной жизненной позицией. Но в конце концов пошла на сделку со следствием, признала вину и, частично отбыв назначенное судом наказание, была депортирована на родину.

Три месяца Бутина провела в одиночной камере — по словам Марии Захаровой, со всеми видами унижения личности и достоинства. «Все это могло сломать человека, но не сломало Марию, которая после освобождения посвящает себя помощи тем, кто оказался в похожей ситуации».

Григорий Лукьянцев заявил, что к Бутиной применяли «беспрецедентные акты физического и психического насилия». Сам арест девушки он назвал безосновательным, а обыск, во время которого представители американской спецслужбы ломали мебель и рвали вещи, пытаясь найти хоть какие-то доказательства против гражданки России, — чудовищным.

Все время в заключении Бутина вела дневник. Говорит, иногда от боли и унижений опускались руки, но навещавшие ее дипломаты уговаривали ее не останавливаться, и она снова писала. Представителей российского дипведомства Мария Бутина ласково называла «мои консулы» и первое время не понимала, почему они к ней настолько внимательны, ведь считала себя для них чужой. Но заключенной объяснили: «Ты — гражданка России, значит, ты наша».

В финале спектакля на сцену вышла сама Мария Бутина, чтобы произнести последнюю фразу: «Я — дома». Зал разразился овацией.