Войти в почту

Дым сигарет с ментолом

Крупнейшие международные табачные компании покидают РФ, вслед за British American Tobacco (BAT) и Imperial Brands уходит Japan Tobacco Inc. (JTI). На первый взгляд, трагедии нет – полностью узурпированная иностранцами отрасль может снова стать российской. Однако сырья для производства сигарет нет, табаководство в России, по сути, уничтожено.

Дым сигарет с ментолом
© Свободная пресса

«На российском рынке, как уже было объявлено, новые инвестиции и маркетинговые мероприятия были приостановлены. Однако, учитывая все более сложные условия ведения бизнеса и вероятность возникновения значительных препятствий для стабильной и устойчивой деятельности нашей компании, мы решили рассмотреть варианты управления табачным бизнесом на российском рынке, включая отделение бизнеса от управления JT Group», – говорится в официальном сообщении JTI.

Ранее с подобным же заявлением выступила BAT.

«Мы пришли к выводу, что владение бизнесом BAT в России больше не является стабильным в нынешних условиях. Сегодня мы начали процесс быстрой передачи нашего российского бизнеса в полном соответствии с международным и местным законодательством», – заявили в компании .

JTI и ВАТ вроде как не собираются закрывать свои фабрики, производство пока продолжится. Вот когда продадут, тогда, наверное, что-то поменяется. Скорее всего, иностранные марки сигарет уйдут вместе с концернами, а вот отечественные останутся. Так как там, за границей, какой-нибудь «Пётр I» никому не нужен.

В Philip Morris об уходе с рынка пока помалкивают и говорят лишь о прекращении инвестиций. А вот в Imperial Brands ещё в марте заявили о том, что намерены закрыть производство. И закрыли, фабрика в Волгограде больше не работает. Быть может, ещё заработает, так как бизнес передан новым российским собственникам.

Иностранцы в совокупности держат около 98% российского табачного рынка. Лидирует JTI – свыше 40%, далее Philip Morris – около 25%, на третей позиции ВАТ – чуть больше 22%, замыкает список Imperial Brands – порядка 10%.

Всё остальное – мелочь. Независимых производителей практически не осталось и они, как правило, выпускают «нишевую» продукцию. К примеру, вполне себе жива Погарская сигаретно-сигарная фабрика (Брянская область). Сегодня там производят табак для самокруток и трубок, а также иную продукцию, вполне себе конкурентоспособную и качественную. Да, английский табак будет получше. Но с ним нынче проблемы, а уж цена...

Однако подобных позитивных примеров немного. Их, собственно, почти нет. С подачи российских чиновников иностранцы очень шустро захватили всю российскую табачную промышленности, дольше всего продержался ОАО «Донской табак». Но и его в 2018-м купил JTI. Власти не возражали.

Между тем, несмотря на все кампании против курения, табак – стратегическое сырьё. Было, есть и будет.

«Вы спрашиваете, что нам нужно, чтобы выиграть эту войну? Я отвечаю: много патронов и столько же табака. Табак так же необходим, как и дневные пайки, – его нам нужно тысячи тонн и без задержки», – говорил в годы Первой Мировой американский генерал Джон Першинг.

Перебои с табаком способны спровоцировать ничуть не меньшую «социальную напряжённость», чем отсутствие в магазинах сахара или подсолнечного масла. Не случайно в годы «перестройки» в стране устроили сигаретный дефицит. Совершенно намеренно – дабы обозлить людей. Сигареты вывозили на свалки и уничтожали, а люди мучились без курева и всё сильней сжимали кулаки.

Но тогда, в конце 80-х – начале 90-х, было что уничтожать. Сырьё имелось своё, оборудование тоже. От импорта мы не зависели от слова совсем.

«Раньше, и в СССР, и еще в Российской империи, мы выращивали табак сами – в Закавказье, на Кубани, на Дону. Но потом совершенно напрасно и бездумно погубили собственное табаководство. Сейчас отрасль следует восстанавливать», – отметил председатель Никотинового альянса Андрей Лоскутов.

Под флагом борьбы с курением все российские табаководческие хозяйства закрыли, предприятия, выпускающие фильтры и бумагу тоже. То же самое – с заводами, которые делали оборудование, их уничтожили.

Сейчас нет ничего. В смысле своего. Да, в Краснодарском крае и на Кавказе выращивают табак, но очень мало. На фабрики транснациональных компаний его не берут, там используют исключительно импортное сырьё. В том числе для того, чтобы не дать нашим сельхозпроизводителям развиваться.

То, что мы курим – это табак из Латинской Америки, Азии (Турция) и Африки, причём его поставки в основном идут через Европу. В любой момент ЕС может перекрыть импорт и всё, хана. Запасов сырья осталось на полгода, не больше, далее России светят «табачные бунты».

И это, увы, далеко не шутка, не преувеличение. Прямые поставки с Кубы и из Турции ещё можно как-то наладить, хотя придётся менять всю логистику. Но в других регионах под давлением тех же американцев нам могут просто ничего не продать. И, скорее всего, именно так и произойдёт. Посему единственный вариант – пресловутое «импортозамещение».

Выращивать табак – очень непростое дело. Автор пробовал, у себя на даче в Подмосковье. Получилось так себе… Да, тут климат не тот, но ведь есть у нас и регионы потеплей. Однако требуется много ручного труда, да и уметь надо. Сушка и ферментация листьев – дело отнюдь не простое. Между тем специалистов практически нет, школа фактически утеряна, а в Кремле, похоже, не осознают всей остроты и чудовищности проблемы.

Во всех странах бывшего СССР табаководство поддерживается на государственном уровне.

«Развитие табаководства создаст для нас огромные возможности. В этом году будет произведено вдвое больше табака, чем в прошлом. Мы должны увеличить производство сигарет со своим табаком в Азербайджане. Не для того, чтобы наши граждане больше курили, а для того, чтобы меньше завозилось из-за рубежа», – такие цели поставил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Очень разумная политика. Во-первых, нечего кормить заграницу. Во-вторых, в случае перебоев с импортом в обществе не возникнет напряженность. А в России это не понимают?

«В случае обострения политической ситуации и санкций со стороны иностранных государств по ограничению поставок табака в РФ, действие большой армии курильщиков внутри страны мало предсказуемы. Производство табачной продукции должно быть зафиксировано в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, так как число курильщиков в стране десятки миллионов человек, которых нельзя оставить без потребления необходимой им продукции при уходе с российского рынка иностранных табачных компаний», – пишут в своей научной работе «Особенности развития отечественной табачной промышленности» доктор экономических наук Тамара Широкова и кандидат экономических наук Людмила Скульская из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Причём данная статья вышла отнюдь не вчера, а ещё несколько лет назад. Получается, что кто-то в нашей власти закрывал глаза на серьёзнейшую проблему, без преувеличения, закладывая под Россию мину замедленного действия.

По идее, частично снять проблему может «частный сектор». Умельцев, которые выращивают табак, в РФ хватает, у многих получается очень качественный продукт. Однако продавать свою продукцию им почти что запрещено. Судя по всему, пока гром не грянет, ничего и не изменится. Чиновники старательно предпочитают не замечать проблему.