Класс 2020: как организовать эффективное дистанционное обучение сотрудникам
Все знакомы с традиционными видами очного обучения сотрудников. Но в эпоху пандемии и вызванной ею вынужденной «моды» на удаленную работу – все изменилось. Как компаниям учить сотрудников в новых реалиях, рассуждает Татьяна Кириллова, старший менеджер компании Accenture в России. Глобальное исследование Accenture 2019 года задолго до кризиса-2020 показало, что многие компании имеют в своем штате удаленных работников, а для многих сотрудников «удаленка» является новой нормой. Так, более половины офисных работников во всем мире обычно проводят 2,5 дня в неделю и более вне офиса, а три четверти считают работу по гибкому графику «новой нормой» своей работы. По мере того, как сотрудники все чаще использую различные модели удаленной работы и гибкого графика, бизнес должен думать о том, как следует поменять организацию тренингов и обучения. Пандемия ускорила эти процессы. Что не изменилось в новых реалиях, так это требования к непрерывности бизнеса: компании по-прежнему все время должны поддерживать квалификацию своих сотрудников в актуальном состоянии. Обеспечение дистанционного обучения и переподготовки специалистов стало стратегическим императивом. Вопрос, которым должны задаваться компании сегодня – как перестроить на новый лад традиционные методы обучения, расширив их охват за пределы офисного «периметра». Сосредоточиться здесь следует на трех основных аспектах: Выполнение первого требования возможно через реализацию подхода 70-20-10: Этот баланс является ключевым: 58% сотрудников предпочитают учиться в удобном для себя темпе, 50%– в подходящее для себя время. Все эти запросы можно выполнить только с помощью цифровых инструментов, доступных в любой момент времени с любого устройства по Интернету. Все учебные программы должны разрабатываться с прицелом на сотрудников. Дистанционное обучение требует большей самодисциплины и мотивации. Следовательно, разработка каждого курса должна ставить во главу угла сотрудника и делать обучение мотивирующим и увлекательным процессом. Это также требует переосмысления программ обучения стратегическим образом, с бесшовной интеграцией образовательного аспекта в общий путь развития сотрудника. Переосмысление процесса обучения таким образом работает намного лучше, чем попытка фрагментарного перевода традиционных подходов к обучению из «бумаги» в онлайн. Третий зарекомендовавший себя аспект внедрения цифровых форматов корпоративного обучения – внедрение инноваций. Максимальную отдачу от дистанционного цифрового обучения обеспечивают: Бизнес может обеспечивать успешный переход на удаленное обучение с помощью новых технологий, используя виртуальную реальность (VR) и искусственный интеллект (ИИ). Как правило, компании сообщают о следующих результатах внедрения цифровых технологий в процесс дистанционного обучения: рост скорости усвоение программы до 30%; стоимость учебных программ снижается на 25%, процент отсева учащихся не превышает 20%. Разберем пример. Как можно организовать дистанционное обучение сотрудников в крупной территориально распределенной компании в рамках большого проекта трансформации. Одновременно изменялась модель работы (переход на обслуживание в ОЦО) и внедрялись новые ИТ-решения для работы. Ключевые сотрудники были перегружены, поэтому обучение было разбито на несколько этапов, чтобы снизить нагрузку. В первую очередь были организованы семинары для руководства и бизнес-экспертов, в рамках которых одновременно обсуждались новые процессы и их реализация в ИТ-решениях. Далее были организованы семинары по новым процессам работы. Ведущими семинаров стали коллеги слушателей – бизнес-эксперты с предприятий, а не руководство или внешние подрядчики. Из-за пандемии потребовалось «на ходу» менять модель обучения с очной на заочную. При этом в компании не было культуры массового использования инструментов дистанционного общения. Было принято решение проводить обучение в удаленном формате с использованием Skype. До проведения обучения с каждым сотрудником проверялись базовые навыки работы с приложением. Для тренеров были организованы дополнительные сессии по специфике удаленного обучения, на все сессии им был выделен помощник, который занимался решением организационных вопросов. Посещаемость обучения и успеваемость была на контроле у руководства каждого предприятия, как и при очном обучении. Формы с контрольными вопросами для проверки знаний были переведены в web-формат. Все обучение записывалось, чтобы при необходимости можно было вернуться к материалам и освежить свои знания. Удаленное обучение было успешно развернуто на 7 предприятиях компании в 5 городах с общим числом пользователей – 450+. Количество проведенных сессий по обучению пользователей – 100+. Несколько советов исходя из собственной практики, наработанной в рамках работы по проектам дистанционного обучения. Фото Unsplash