Войти в почту

Проблема общественных туалетов в Нижнем Новгороде

Проблема общественных туалетов, а точнее их отсутствия существует в Нижнем Новгороде давно. Не секрет, что подобные вопросы довольно редко обсуждаются обществом вслух. Однако с годами деликатная тема перестала быть табуированной, и теперь каждое упоминание о городских туалетах становится для нижегородцев поводом для долгих дискуссий и рассуждений. Что не так с организацией отхожих мест в столице Приволжья, разбирался корреспондент «В городе N». Где туалет, не подскажете? Большинству нижегородцам, прогуливающимся по центральной пещеходной улице, не нужно время на раздумья, в какую сторону бежать, если вдруг «приспичит». Для многих ответ очевиден: дорогу к ресторанам быстрого питания жители города знают наизусть. Там сходить «по делам» можно тоже без лишних вопросов. Общепиты на Покрове есть на каждом шагу, их десятки с каждой стороны, но в большинстве из них воспользоваться уборной могут только посетители, сделавшие заказ. Обижаться на негостеприимное руководство заведений все же не стоит: бизнесменам не хочется превращать свой ресторан в общественный туалет с нескончаемой проходимостью, да и издержки все же довольно весомые: убираться придется гораздо чаще. Ну ладно, местные знают, куда забежать в случае чего, а что делать приезжим? Туризм для Нижнего Новгорода является одной из основных стратегий развития, но его проблемы скрываются в деталях. В туристических брошюрах не указано, в какое кафе можно забежать, если очень надо. Искать ближайший торговый центр или вокзал для незнающего город человека — задача не из простых. Бывают и непридвиденные ситуации, например, массовый выход нижегородцев после завершения режима сомоизоляции: люди начали выбираться на улицу после долгого заточения. Они брали из кафе еду «на вынос» и смаковали каждую минуту, проведенную на улице, но внезапные природные позывы могли испортить вечер кому угодно. А что в такой ситуации делать? Все известные «планы отступления» закрыты. Ехать до дома или вспоминать, кто из знакомых живет рядом? «Справление нужды в общественном месте» относится к мелкому хулиганству и является административным правонарушением, за которое можно получить штраф или несколько суток ареста. Однако, кроме государственных наказаний, можно получить еще и социальные: как минимум, укорительные взгляды и ярлык «бескультурщина». Разбираться в каждом случае отдельно, конечно, никто не станет — доказательства, как говорится, на лицо. Давайте это обсудим Градоначальники к «туалетному вопросу» тоже подходят основательно и обсуждениями занимаются уже давно. Еще в феврале 2008 году на брифиенге бывший мэр Вадим Булавинов сказал, что отсутствие общественных туалетов в городе не придает ему «столичности», так как в подобной ситуации каждый решает свою проблему, как может. Кому-то может показаться веселым, однако вопрос серьезен, так как если не создать такие общественные места, то для этого будут использоваться общественные подъезды, - отметил тогда Вадим Булавинов. Однако дальше обсуждений дело не пошло. Вернулся к щепетильной повестке дня уже Олег Кондрашов в 2013 году, пообещав нижегородцам, что ко Дню города появятся 18 «парижских» туалетов. Чиновник планировал установить не синие пластиковые «коробки», а кабинки, похожие на те, что в Париже, эстетичные и экологичные. В итоге, 12 туалетных модулей действительно появились в городе: шесть из них в центре: на площади Минина, Маркина и Свободы, улице Широкой, в сквере «Чёрный пруд» и на набережной Федоровского. Оставшиеся шесть клозетов так и не были запущены в эксплуатацию из-за проблем с подключением к электросетям. За несколько лет от «Парижа» почти ничего не осталось, большинство кабинок перестали работать и были демонтированы. К 2016 году из дюжины туалетов работать продолжал только один на Большой Покровской. Сотни синих кабинок, установленных по случаю чемпионата мира по футболу, сподвигли мэрию к очередному обсуждению деликатного вопроса в 2018 году. На этот раз речь шла о 34 антивандальных санузлах, которые бы сами омывались и не требовали присутствия человека постоянно, как это было раньше. В том же году было предложено введение единого дизайн-кода для туалетов, чтобы не портить уборными внешний вид города. Развития этого вопрос не получил, и уже на следующий год речь шла только о трех современных уборных, общей стоимостью 16 миллионов рублей. Один из модулей, по цене «однушки», а то и «двушки», был установлен на Нижне-Волжской набережной. Его преимущество в «самостоятельности»: оплата происходит через терминал, уборку и очистку агрегат производит сам. Однако с «чудо-машиной» тоже не заладилось, меньше чем через месяц клозет сломался и до сих не работает. Как пояснил нижегородский Водоканал, причин, почему туалет около Речного вокзала до сих пор закрыт — несколько. В настоящее время функционирование туалетных модулей на территории города временно приостановлено в связи с их передачей в ведение эксплуатирующей организации, — ответила организация. Также Водоканал добавил, что «ввиду мероприятий по борьбе с COVID-19 в настоящее время туалетная кабина не эксплуатируется». Получить более подробную информацию о затратах на обслуживание туалета и примерной дате его открытия не удалось. Одно время туалетный вопрос пытались решить, обязав кафе и рестораны пускать прохожих в свои санузлы, о подобной схеме еще в 2008 году говорил Булавинов. Однако, по информации Роспотребнадзора, санитарными нормами этот момент не регламентирован, поэтому сейчас владельцы заведений могут действовать по собственному усмотрению. Так, например, в парке имени Кулибина в Нижегородском районе нет общественных туалетов. На территории сквера расположено кафе с многолетней историей, его владельцев потребности гостей с улицы не особо заботят. Поэтому для посещения уборной им предлагают сначала сделать заказ. Понятно, что подавляющая аудитория парка - маленькие дети, родители которых покупают бутылки с водой за 120 рублей (при цене в магазине в 18 рублей) на баре кафе, что бы сводить малышей в туалет. В том же году предприниматели предложили мэрии размещать рекламу в общественных туалетах, что хоть как-то окупать затраты, но и тут решения проблемы найти не удалось. Как показал опыт, «парижские» туалеты довольно быстро пришли в негодность. Установить кабины было недостаточно, их необходимо было убирать и платить зарплату «контролерам», которые следили бы за стоянием клозетов, а в дальнейшем еще и брали оплату за посещение. При всем желании минимизировать затраты, оставлять туалеты без присмотра было невозможно из-за вандалов, которые сначала изуродовали двери цветными кляксами, а потом и вовсе стали разбирать помещение по частям. В 2015 году действие проекта было приостановлено из-за недостаточного финансирования на обслуживание. Ввиду участившихся случаев вандализма туалеты были законсервированы и демонтированы, — пояснили в департаменте благоустройства администрации Нижнего Новгорода. Также городская администрация рассказала о судьбе этих уборных. Шесть туалетных модулей были переданы МАУ «Муниципальный центр «Надежда» и установлены в детских лагерях отдыха. Остальные шесть, у которых из-за действий вандалов полностью вышло из строя оборудование, восстановлению не подлежат. В настоящее время администрацией Нижегородского района проводится процедура их списания, — пояснило ведомство. Цвет праздника — синий Несколько раз в год ситуация в городе меняется: во время больших праздников в центре выстраивается синий забор из биотуалетов. Показательным примером стало лето 2018 года, когда в Нижнем Новгороде проводился чемпионат FIFA. Для обслуживания местных жителей и туристов со всего мира в Нижегородском районе была установлена почти сотня мобильных туалетов, на аренду которых, согласно сайту госзакупок, было потрачено почти 1,5 миллиона рублей и столько же на месяц содержания в течение всего времени мероприятия. Как бы не резала глаз эта «синева», кабинки на время мероприятий никуда не исчезнут. Даже самый дорогой и современный модуль не выдержит наплыва пользователей. Для того, чтобы обслуживать массовое мероприятие туалетных модулей потребуется много и их нужно возить заправлять. Поэтому проблему помогают решить кабинки, которые можно быстро выставить и в большом количестве. Недостатки у них, конечно, существуют, но они подходят как временное решение, — пояснил Николай Поляков, директор ООО «Биосервис», который сдает в аренду биотуалеты. Также он рассказал, что аренда туалетной кабинки с обслуживанием за месяц будет стоить от четырех до шести тысяч рублей. В обслуживание входят: доставка и установка, заправка реагентом, а также последующая откачка и чистка несколько раз в неделю. Современные биотуалеты — это не только синие кабинки, но и модули, которые не требуют подключения к коммуникациям, лишь к электросети. Например, те, что были установлены в городе в 2013 году. Мы их обслуживали первые полгода, но не все, так как не было достаточного финанси-рования. Обслуживание стоило порядка 70 тысяч рублей в месяц, в него входила работа дежурного по 12 часов, заправка туалета водой, откачка приемного бака и расходники. Потом тендер выиграла другая организация. Когда деньги в бюджете кончились, туалеты перестали обслуживать, и это было начало конца для этих модулей, — рассказал директор «Биосервиса». По мнению специалиста, город должен развиваться по пути установки туалетных модулей. Возможно, не столь самостоятельных и дорогих. Сэкономленные день, по мнению Николая Полякова, лучше потратить на обслуживание, так как без дежурного туалет быстро придет в негодность. Старые проблемы на новых местах Казалось бы, в России все больше внимания уделяется благоустройству, развитию общественных пространств и «прочей урбанистике», но туалеты во всех этих процессах пока занимают позицию аутсайдеров, существенно уступая плитке и велодорожкам. Несколько лет в городе полным ходом идет благоустройство общественных пространств. При этом на общественных обсуждениях ни раз поднимался вопрос о необходимости городских туалетов в местах отдыха. Большинство парков и пляжей рассчитаны на прогулки родителей с детьми. Объяснить ребенку, что такое «потерпеть» получится далеко не у каждого. В ходе благоустройства в прошлом году на части территорий туалеты все же появились. В рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» на территории Автозаводского парка, парка культуры и отдыха им. Пушкина, парка «Дубки», Щелоковского хутора в 2019 году установлены четыре туалетных модуля повышенной комфортности. Кроме того, без привлечения бюджетных средств один туалетный модуль повышенной комфортности установлен на Нижне-Волжской набережной (слева от Речного вокзала), — рассказали в нижегородской администрации. Только вот незадача — туалеты опять не работают. Причина все та же: «передача в ведение эксплуатирующей организации». Клозеты, установленные в парках не такие современные, как на Речном вокзале, они требуют обслуживания человеком. Модуль, установленный на Речном вокзале, является туалетом с полной системой автоматизации, самоочистки и дезинфекции. Туалеты, установленные в Автозаводском районе и парке «Пушкина», являются эконом-вариантами, не имеющими полной системы автоматизации. Там установлена только автоматизированная дезинфекция унитаза. Остальное все требует ручного труда, что приводит к увеличению стоимости обслуживания и содержания, — пояснил Водоканал. Этот фактор обуславливает и более низкую стоимость клозетов, появившихся в скверах. Стоимость одного туалетного модуля, установленного в Автозаводском парке, в парке культуры и отдыха им. Пушкина, в парке «Дубки» с установкой и подключением к электросетям составляет порядка 3,7 млн. рублей. Стоимость туалетного модуля на Щелоковском хуторе с установкой — 1,8 млн. рублей, — рассказал департамент благоустройства администрации Нижнего Новгорода. На нынешний год планы по внедрению туалетов не менее грандиозные. В 2020 году планируется установка туалетного модуля в рамках реализации программы «ФКГС» по благоустройству второй очереди парка «Светлоярский» в Сормовской районе. Также в этом году будет установлен новый общественный туалет в благоустраиваемом парке Станкозавода в Ленинском районе. Как быть? Проблема нехватки общественных туалетов обещают решить. Как пояснила мэрия Нижнего Новгорода, уже сформирован адресный перечень мест возможного размещения новых туалетных модулей. Якобы, в астоящее время администрация города прорабатывает вопросы об установке туалетных модулей в центре города, источниках финансирования закупки оборудования и проведения работ. Всего предполагается установка 20-ти клозетов, на которые идет поиск возможных финансовых моделей обеспечения. Основной проблемой, кроме финансирования, является наличии или отсутствии центральных коммуникаций по водоснабжению и водоотведению, — пояснил Водоканал. Однако, по мнению обозревателя по архитектуре и градостроительству Марина Игнатушко, туалетные модули хороши для парков и пляжей, но не для центра города. Они такие ужасные, прямо унизительно заходить в них. В России приличные туалеты есть в парке Горького в Москве. Они выполнены органично, красиво и просто. Вот этому стоит поучиться. Наилучший вариант отдельное здание с приятной архитектурой, которое не выбивается из общего вида. И стоит не на центральной аллее, а где-то в стороне, — заключила Марина Игнатушко. Созданию туалетной сети, как и многому в вопросах городского обустройства, эксперт рекомендует поучиться у стран Европы. Это имеет смысл хотя бы потому, что история этого вида инфраструктуры в России началась в конце девятнадцатого века. Я ездила в конце 90-х из Москвы до Италии на автобусе. Едешь по России: мальчики — направо, девочки — налево. Едешь по Белоруссии и Польше начинают появляться какие-то сортиры в кустах, деревянные, каменные. Когда проезжаешь Венгрию там появляются цивилизованные туалеты, а в Италии стоят дизайнерские помещения, красивые, где человек может сделать все дела. Там даже душ есть, потому что люди знают, что некоторые с дороги и не мылись уже несколько дней. все зависит от уровня культуры и отношения общества к своему телу, организму и физиологии. Или это что-то постыдное, что надо спрятать в кустах, или что-то естественное, что требует нормального уважительного оформления. Если в обществе такой уровень культуры, то администрации принимает соответствующие решения, — заключила Марина Игнатушко. В столице Швеции — Стокгольме, например, уличные туалеты выглядят как дворцы. Они оформлены мрамором в стиле скандинавского дизайна, просты и понятны в использовании, рассказывает о европейском опыте портал PROтуризм. При этом бесплатного посещения уборных в стране, как почти во всей Европе, нет. Даже в ресторанах быстрого питания придется предъявить чек с кодом или же заплатить. Также в Стокгольме есть целая карта общественных туалетов, которую можно посмотреть онлайн, а не бегать по городу в поиске указателей. В Амстердаме, столице Нидерландов, выбирают не только практичность, но и искусство, — возможность вписать дизайн туалета в пейзаж города. Так, клозеты в Голландии стали частью уличного искусства, на них появляются различные арт-композиции. Необычным решением для городского пространства стали металлические писсуары без дверей, установленные в центре. Если мужчины без комплексов могут воспользоваться такими уборными, то женщинам и семьям придется искать другой вариант. Один из наиболее удачных примеров — настоящие парижские туалеты. Основным их преимуществом является абсолютная автоматизация. Туалетные модули представляют собой серые просторные кабины, установленные рядом с парками, достопримечательностями и на многолюдных улицах. Клозет сам проводит уборку помещения, моет и дезинфицирует. На внешней панели расположи цветные огни, уведомляющие свободен ли туалет и не ведется ли в нет чистка.

Проблема общественных туалетов в Нижнем Новгороде
© В городе N