Войти в почту

Сергей Кузнецов: Техника акварели требует терпения

В воскресенье, 19 апреля, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов провел мастер-класс по акварели онлайн. В интервью «Вечерней Москве» он рассказал, с чего началось его увлечение акварельной живописью. Что загадано на Новый год — Сергей Олегович, когда началось ваше увлечение акварелью? — В Московском архитектурном институте была кафедра живописи, но преподавание там меня не особо впечатляло. Но постепенно я стал проникаться акварельной техникой. Моя супруга Ирина подвигла меня к этому увлечению, и с 2014-го — буквально на сам Новый год — я решил, что начну заниматься акварелью. Начинать было непросто, сама техника требует много терпения. И здесь важно, чтобы не опустились руки. — А на чей опыт опирались, кто вдохновлял из современных художников? — Многие, и не только из современных. Вдохновение — такая штука, которая не особо зависит от временного периода в искусстве. Очень нравится, и не только из-за акварели, художник Джон Сингер Сарджент. Он для нас не очень современный, жил на рубеже XIX–XX веков. Рад личному знакомству с художником из Уругвая Альваро Кастаньетом. Он один из лучших ныне живущих акварелистов в мире, и я нашел способ выйти с ним на связь. Из современных молодых дарований отметил бы Аслана Гайсумова. Нравятся его подходы в творчестве, хотя у него искусство совсем не про акварель. Парк как сувенир — Как относитесь к своим работам? — Достаточно критично. Я стараюсь отбирать работы, которые считаю более-менее получившимися, а после сравниваю результаты по годам. В среднем ежегодно рисую порядка 150 листов, отбираю из них в хорошие штук 40. И каждый год эта цифра не увеличивается. Причем то, что я считал хорошим рисунком пару лет назад, позже может казаться не таким качественным для меня. Если считаю давнюю работу хорошей, то начинаю переживать за то, что перестал прогрессировать. — Если бы не архитектура, чем бы хотели заниматься? — Сложно сказать, мне многое нравится. На сегодня интересна тема образования. Речь идет именно о выстраивании процессов для детей. Это очень интересно. Мы даже придумали проект для Венецианского биеннале, в котором доминантой является именно детский стиль. Возможно, реализуем позже, так как коронавирус нарушил все планы при организации крупных мировых выставок. — Объекты, в проектировании и строительстве которых вы участвовали, попадают в вашу акварельную коллекцию? — Современная архитектура не такая рисовальная, если можно так сказать. Да, у меня есть опыт акварели с объектом, который я проектировал, а впоследствии и руководил авторским коллективом. Речь идет о «Лужниках», а для парка «Зарядье» подготовил несколько рисунков, которые легли в основу сувенирной коллекции. Опыт рисования современных объектов существует для меня, хотя он не так обширен. — Если говорить не о Москве, то какие у вас есть любимые города, которые хочется посетить и спустя годы по-другому нарисовать? — Часто перерисовываю различные объекты. Происходит это по ряду причин: либо я вновь оказался в этом городе, либо посмотрел на здание, улицы под другим ракурсом. Или теплые воспоминания заставляют вновь взяться за кисти и краски. Люблю Венецию, более десятка раз рисовал Палаццо Малипьеро — дворец на берегу Гранд-канала в центре площади Кампо Сан Самуэле. Мне он нравится, при дневном и вечернем свете, с разных ракурсов. Нравится церковь Санта-Мария Формоза в районе Кастелло, рисовал ее несколько раз. Избегать фуксии — Серый, синий, охра — частые цвета в ваших рисунках. А есть цвета, которых хочется избегать? Какие гаммы, сочетания цветов оставляете в качестве фаворитов? — Стараюсь избегать только противоестественных, ядовитых цветов. Часто покупаю новые краски на пробу. Как-то в художественном магазине, где был гигантский выбор, на выкрашенной бумаге заприметил один цвет. Но вместо симпатичного, как на образце, получил невероятно яркую фуксию (пурпурный оттенок, названный в честь цветка. — «ВМ»). Этот цвет «влез» ко всем в палитре. Он как сейчас коронавирус — оказался тогда везде. Вся палитра получалась с этим оттенком. Из-за этого эпизода возненавидел фуксию. Все же предпочитаю не яркие, кричащие, а более спокойные цвета. — Используют ли сейчас в проектировании ручную графику? — Используют. В период самоизоляции есть планы по таким наброскам, до того как они станут виртуальными. Рисовать и чертить вручную — важные усилия для художников и архитекторов. Иногда объект на салфетке может стать в будущем шедевром. Задачи на время изоляции — Сейчас набирает популярность группа в соцсетях «Изоизоляция». А в каких картинах вы себя видите? — Я поражаюсь и преклоняюсь перед талантом людей, придумавших такую акцию. Но для себя пока ничего не придумал, возможно, эта задача на будущее. Копировать картину — это остроумно. Например, когда из картошек обнаженную натуру, а из бытовых предметов — римский пейзаж. Придумать, не повторяясь, что-то свежее — очень трудно. — Что вы рисуете в период самоизоляции? — Я рисую всегда, а на время самоизоляции разработал для себя челлендж — постараться улучшить навык рисования интерьеров. Сидение дома как раз располагает к этому. У меня много заготовок, делаю их постоянно, хотя основную работу при этом никто не отменял. Но выкраивать какой-то час для саморазвития необходимо. Настоящий кладезь — рисование кадров из фильмов. Пока я только открываю это для себя. СПРАВКА «ВМ» Сергей Олегович Кузнецов — российский архитектор. В 2012 году назначен на должность главного архитектора Москвы — первого зампредседателя Москомархитектуры. Председатель Архитектурного совета Москвы. Почетный профессор Московского архитектурного института. Читайте также: Педагог по вокалу объяснила, почему людям больше нравятся низкие голоса

Сергей Кузнецов: Техника акварели требует терпения
© Вечерняя Москва