Войти в почту

Под копирку: чужие идеи в шоу Собчак и российских тв-программах

«Документальные реконструкции реальных событий — совершенно новый жанр на ТВ, интересно, „зайдет ли“ зрителям Первого», — риторически рассуждала Ксения Собчак после премьеры нового шоу «Док-ток». Однако с определением «совершенно новое» уже спорит телеканал RTVI. На нем с осени 2019 выходит программа с таким же названием — Doc Talk. Ведущие Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас в студии тоже обсуждают социальные вопросы — пусть и менее скандальные. «Я удивилась, конечно, когда услышала название шоу, — говорила Ольга Арлаускас „РГ“ по первого выпуска. — Но я не знаю, что за контент у Собчак и Гордона. У нас остросоциальные темы, это наша профессия. Думаю, что у них больше сюжеты на злобу дня. „Док“ в нашем понимании — это „документ“. Думаю, что у них шоу будет, скорее всего, поднимать темы, которые „на хайпе“. Это будет, скорее всего, как у Малахова, но в другом разрезе». Как пишет издание, RTVI уже направил жалобу Первому каналу. Ответ пока не оглашен, Ксения празднует победу, а «Экспресс газета» вспоминает другие скандалы и обвинения в воровстве идей. «За стеклом» Дебютное российское реалити — и сразу скандал с плагиатом. Помните, как шестеро участников жили в крыле гостиницы «Россия» с камерами, микрофонами и стеклянными стенами? 1200 рублей в месяц, никаких телефонов и новостей, специальные задания от ведущих и — какая провокация по тем временам! — первый секс, показанный по ТВ. Все это уже видел зритель до «За стеклом». Так, по крайней мере, твердила компания Endemol, создатель передачи «Большой брат». Голландцы уверяли, что идею проекта российские продюсеры украли у них, и требовали оплатить лицензию. Даже в суд пошли! На ТВ-6 ответили, что вдохновитель — не зарубежное шоу, а антиутопия «Мы» Евгения Замятина. Разбирательство не состоялось: канал и шоу закрыли после первого сезона. «Точь-в-точь» и «Один в один» Как и в случае в с новым шоу Собчак, конфликт разразился между двумя русскоязычными проектами. Краткий экскурс. Конкурс, в котором знаменитости подражают друг другу внешне и вокально, родился в Испании. Формат Your face sounds familiar («Ваше лицо кажется знакомым») продали в Россию под названием «Один в один». Проект, где Родригез становился Пенкиным, а Цой избображала Казарновскую, выходил в 2013-м на Первом канале. Но со второго сезона перекочевал на соседнюю кнопку из-за более выгодных условий. Первый не стушевался и, дабы не отставать от «России-1», запустил «Точь-в-точь». Что делали участники? По сути, ничего нового: перевоплощались, пели и представляли номера-пародии. А создатели иронизировали над предшественником в промо-ролике: «Можно не иметь никаких достоинств — ни яркой внешности, ни природного артистизма, ни чарующего голоса, но думать, что всё получается один в один». Отцы формата Gestmusic Endemol и российские производители зарубежного шоу «ВайТ Медиа» устремились в суд. Но за два иска так и не добились желаемого: Первому каналу не запретили показывать «Точь-в-точь». «Поле чудес» В этом году «Полю чудес» исполнится 20 лет: первый выпуск сняли и показали в октябре 1990-го. Оригинальная версия игры, в которой крутят колесо, отгадывают слова и выигрывают призы, старше на 15 лет — речь о программе «Колесо фортуны». Именно ее Владислав Листьев и Анатолий Лысенко увидели по телевизору в Париже и захотели привезти на родину. Но владельцы King World Productions в российском зрителем не заинтересовались. Получив отказ, Листьев соединил детали «Колеса фортуны» и других громких проектов и создал создал собственное шоу с отличиями в сценарии. Например, если в англоязычной игре участники видели на колесе деньги, в «Поле чудес» на барабане крутились очки. Ну и сложно представить Пэта Сейджака, увешанного, как Леонид Якубович, подаренными баранками и в шапке-ушанке. «Вечерний Ургант» Деревянный стол с гостевым диванчиком слева, ведущий в костюме, за его спиной — вид вечернего города. Что это: «Вечерний Ургант» или «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом»? И то и другое. Но если второй — оригинальный и популярный в США формат, первый продукт — плагиат на российском ТВ. Или адаптация, если хотите. «Под копирку слизали заставку Saturday Night Live, выход из шоу Конана, диван Джея Лено и стол Леттермана», — негодовал критик Гоша Биргер и его коллеги после премьеры. Но за почти восемь лет «Ургант» обрусел и обзавелся оригинальными рубриками — в нем, кстати, на днях тоже обсуждалось новое шоу Собчак. Хотя доходы Ивана все еще меньше, чем гонорары Леттермана: примерно 8,5 млн долларов у Урганта против 14-20 миллионов у Дэвида в годы работы над проектом.

Под копирку: чужие идеи в шоу Собчак и российских тв-программах
© Экспресс газета