Войти в почту

Галина Волчек: «Господи, спасибо!»

Первые годы жизни Гали Волчек прошли в Москве, на Полянке, где в одном из домов жила «киношная» элита 30-х. Она родилась 19 декабря 1933 года в еврейской семье, которую репрессии чудом обошли стороной. Папа, Борис (Бер Израилевич) был другом Михаила Ромма и выдающимся кинооператором, основателем легендарной московской операторской школы. Мама, Вера Исааковна, — выпускницей сценарного факультета ВГИКа. После рождения дочери эта властная женщина посвятила себя домашнему быту и семье. В те «Ежовские» годы Вера Исааковна предпочитала держать свою малышку Галю в «ежовых» рукавицах. В ранние годы Галя была очень спокойным и добродушным ребёнком. Вера Исааковна пребывала в полной уверенности, что послушание дочери и колоссальное количество времени, которое девочка проводила за книгами, залог светлого будущего ребёнка. Но пройдут годы, и маленькая Галина «отыграется» за это «послушное детство», став «девочкой с огоньком». Грянет война Борис Израилевич отправится на фронт, а его дочь и жена будут эвакуированы. Семьи работников кинематографа и выдающихся советских артистов вывозили в Казахстан. Но Вера Исааковна и Галя отправятся в Свердловск (сегодня – Екатеринбург), где девочка пойдёт в первый раз в первый класс в сентябре рокового 1941 года. Свердловск был выбран не случайно Там жила Роза Борисовна, родная бабушка Гали, мама Веры Исааковны. Она была актрисой Свердловской оперетты. Посещение местного театра произвело на будущую основательницу «Современника» неизгладимое впечатление, во многом предопределив её жизнь и судьбу. По окончании войны состоится возвращение в Москву, но счастливым оно, увы, не будет. Отношения Бера Израилевича и Веры Исааковны разладятся. Забрезжит перспектива развода, и девочка будет остро переживать родительский конфликт. — Галя, мы с отцом расстаёмся, — поставит Вера перед фактом дочь, находясь в полной уверенности, что ребёнок останется с ней. Но Галина, которой в 1946 году исполнялось 13 лет, имела право и могла выбирать. Ей нравился её либеральный отец, предпочитавший ни в чём не ограничивать дочь-подростка. У этой «парочки» сложились, скорее, дружеские, нежели дочерне-отцовские отношения. Бер Израилевич выберет в воспитании Гали стратегию рассудительного и очень доброго товарища, не подозревая, что именно он станет для подраставшей малышки тем идеальным мужчиной, которого она будет искать всю жизнь. Так и не найдёт. Формировалась Галя очень интересно Мать и бабушка полагали, что пубертатный период сделает из неё миниатюрную красотку, которая будет напоминать маму в юности. Но нет. Уже в подростковом возрасте Волчек станет «дородной девицей», закурит. Отношения со сверстницами станут ей неинтересны. Девушка будет предпочитать общение с мальчиками, не переходившими в те годы границ. «Галька Волчек беременна! Развратница! Шлюха!» Так верещала соседка-сплетница, которую удачно разыграла юная Галина, засунувшая под платьишко здоровенный арбуз. Отец, знавший характер дочери и её любовь к розыгрышам, отнёсся к «известию» спокойно. Придя с работы, отвёл девочку, демонстративно «вышагивавшую» с «пузом» во дворе, домой. Кушать арбуз. Соседи провожали их взглядами: знали, что девчонка растёт «та ещё». Может «курнуть» или устроить хулиганскую вылазку с мальчишками. Ещё хуже обстояли дела в школе, где Галя, мягко говоря, не блистала. «Журавлиным клином» шли прогулы. Волчек нахватала троек по математике, химии и попала в поле зрения завуча, полагавшего, что девочка, должна поскорее покинуть пределы учебного заведения (585-й школы г. Москвы). Волчек тихо ненавидела зубрил-одноклассниц, получавших пятёрки за шаблонные ответы на точных предметах. Отдушиной была, разве что, литература, где можно было блеснуть критическим мышлением. Уже в те годы оно было свойственно будущему режиссёру. Кстати, о профессии. Мысли о ней не давали покоя ни Гале, ни Беру Израилевичу. Нельзя сказать, что Галина испытывала священный трепет по отношению к кинематографу. С чего бы? Многих звёзд кино той эпохи она знала лично, сиживала у них на коленках, когда была совсем маленькая. Но быть актрисой, всё же, очень хотелось. И дядю Мишу (Ромма) Галя однажды упросила взять её на съёмки. За ней увязалась подружка. Им предстояло изображать в кадре «радостных девочек». «Девочки, шли бы вы отсюда» Две юные актрисы настолько откровенно «ржали» в кадре, что Ромм (с глазами мокрыми от слёз, вызванных гомерическим хохотом) в итоге был вынужден попросить их покинуть съёмочную площадку. Из школы Галю выдавили после 8 класса Просто сказали, что в 9-м и 10-м классе ей делать нечего. Не очень-то и хотелось. Но поступать в театральное училище было как-то нужно. Однако брали туда только после 10 классов. Бер Израилевич, прекрасно знавший, какая судьба настигает невостребованных актёров и видевший, как формируется дочь, не желал ей актёрской стези. — Возьмёшь её в институт гидромелиорации? — спрашивал Бер у друга, работавшего деканом. — Конечно, возьму, приводи! — отвечал товарищ. Два года Волчек провела в школе рабочей молодёжи, где к откровенно некрасивой девчонке проявили снисхождение. Удалось сдать даже ненавистную химию. Но гидромелиоратором Галя быть категорически отказалась. — В Школу-студию МХАТ тебя не возьмут! — сказала, как отрезала, мать. И Галя пошла в Щукинское… Появление девушки с очень уж необычной для актрисы внешностью вызвало немало насмешек и у педагогов, и у абитуриенток, многие из которых могли похвастаться модельной внешностью. Плюнув на неудачную попытку сдать экзамены в Щукинском, Галя «психанула» и пошла в школу-студию МХАТ, где необычную девчонку с радостью взял Александр Михайлович Карев. Ассистентом на его курсе был Олег Ефремов, начавший преподавать в школе-студии в 1949 году. Судьба! «Современник» Галина окончит школу-студию в 1955-м. А в 1956-м будет основан театр-легенда, главная сенсация только-только проклюнувшейся оттепели. У истоков «студии» стоял не только Олег Николаевич Ефремов, но и эти прекрасные молодые выпускники, одержимые желанием говорить со зрителем на современную проблематику современным и понятным каждому языком. Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша. Именно эти молодые люди острее всех почувствовали «ветер перемен» и поняли, что в Советском Союзе просто не существует театра, созвучного наступающему времени в плане репертуарной политики и стиля. Дебютная постановка «Современника» — спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» — вызвала культурный шок у собравшейся в зале аудитории. Оказалось, о войне можно говорить без истеричного пафоса, показывая на сцене живых людей с их ошибками, проблемами и даже предательствами в предлагаемых обстоятельствах самой страшной в истории человечества войны. Людей! А не персон, сошедших с «пантеона павших героев». Зрители не отпускали актёров до утра Нет, конечно же, не просто овациями. Вчерашние фронтовики, поколение, прошедшее войну и просто заставшее её, не могло наговориться с актёрами. Волчек играла в этом спектакле Олега Ефремова не главную роль. Так… Нюрка-хлеборезка. Но как играла! Образ был пронизан нотами подлинности. Борисом был сам Олег Ефремов. Вероникой — Светлана Мизери. «Театр, который так и не закрыли» «Современник» стал уникальным театром, который 2-3 раза в год стабильно удивлял не просто «хорошими постановками». Если в сталинское время был Евгений Шварц, написавший пьесы «Убить дракона», «Голый король» и удививший поколение эпохи репрессий тем, что его так и не расстреляли, то в «оттепель» «Современник» был площадкой, где ставили «Голого короля», намекавшего на партийную номенклатуру новой эпохи. И удивление от того, что его так и не закрыли – ничуть не меньше. Галина Волчек дебютировала, как режиссёр в 1961 году (по меркам СССР «революционно рано»), спектаклем Уильяма Гибсона «Двое на качелях», в котором главные роли сыграли Михаил Козаков и Татьяна Лаврова. Спектакль стал одним из знаковых в истории отечественного психологического театра. Постановка о влюблённых с бешенным успехом шла долгих три десятилетия, став визитной карточкой «Современника». «Чиновничество на местах», смущённое, «размазанное», триумфом молодого московского театра, ставило препоны, одну за другой. В те годы в стране «царила» система «литования» любого предъявлявшегося зрителю информационного продукта, будь то книга или постановка. Главлит (Главного управление по делам литературы и издательств) был официальной цензорской инстанцией в СССР. И после триумфа спектаклей «Голый король», «Двое на качелях» «Пятная колонна», «Пять вечеров», «Взломщики тишины» на показ спектакля Олега Ефремова и Галины Волчек «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова санкции не давали. А премьера должна была состояться 7 ноября 1967 года в 50-ю годовщину Великой Октябрьской революции. На календаре было 5-е. И все билеты были проданы. Но «лита» нет! Галина Волчек метнулась в аппарат Екатерины Фурцевой, тогдашнего министра культуры. — Лучше её не трогать, — предупредила секретарь. — Екатерина Алексеевна поздравляет сотрудников. — Надолго это? — выдохнула обречённо Галина Борисовна. — Надолго, — многозначительно произнесла секретарь и демонстративно вышла из приёмной. «У нас катастрофа! Театр «Современник» Эти слова написала Галина Волчек (за неимением ручки) на вырванном из блокнота листе губной помадой. А затем подсунула лист под дверь. Не прошло и секунды, как дверь кабинета Фурцевой распахнулась. А уже через минуту министр культуры истошным голосом кричала в телефонную трубку: «Я, как министр культуры СССР, разрешаю театру «Современник» показ спектакля «Большевики» своей властью!» Вопросов к театру больше ни у кого не возникло. На сцене театра «Современник» Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков. Спектакль «Большевики». За спектакль «Обыкновенная история» по Гончарову в инсценировке Розова Галина Волчек была удостоена Государственной премии СССР. Успех постановки, в которой ноты злободневности вновь возьмут приоритет, будет настолько велик, что через несколько лет, в начале 70-х, Галина Борисовна сделала телевизионную версию. Волчек решается на невероятные по силе и смелости эксперименты Например, ставит спектакль «Свой остров», в основе которого была вовсе не драматургия, а песни опального Высоцкого. И, тем не менее, спустя год, когда Олег Ефремов покидает театр, получив предложение возглавить МХАТ, именно она становится художественным руководителем «Современника». Иначе не могло и быть. «Современник» со спектаклями, которые ставила (или принимала участие в постановке в качестве соавтора) Галина Волчек, гастролирует по всей стране с аншлагами. «Застой = смерть?» Хрущёвские времена сменились брежневскими. Вольнодумцам из «Современника» прочили закрытие. Но театр, наоборот, ушёл на новые рубежи творческого роста. Пришли блистательные актёры Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев. Появились новые шедевры с их участием… Широкая советская аудитория знает Волчек, прежде всего, по ролям в славных советских комедиях и детских фильмах. Теперь оказывается, что их было очень немного, но они были настолько яркими и настоящими, что не полюбить Волчек-актрису было просто невозможно. Помните женщину, покупающую из-под полы японский магнитофон, в комедии «Берегись автомобиля»? Или не знающую толком языка «переводчицу» Варьку в «Осеннем марафоне», к которой вопиет герой Олега Басилашвили: «А полы тебе не помыть?!». Актриса рыдала, увидев себя на экране: «Боже, неужели я настолько некрасивая?». Некрасивой она не была никогда. Особенной. Неповторимой. Уникальной — да. Хотя судьба могла распорядиться иначе и обречь её на роли в стиле «Кушать подано» и, как следствие, забвение. Открыв для России и всего Советского Союза таких авторов, как Михаил Рощин, Чингиз Айтматов, Николай Коляда, подарив возможность зрителю наслаждаться настоящими шедеврами мировой драматургии, Галина Волчек далеко не всегда была счастлива в личной жизни, хотя её сын (Денис Евстигнеев, рождённый в браке с Евгением Евстигнеевым) стал ведущим российским продюсером и режиссёром. Провидение подарило ей счастье другого рода: создать собственноручно «другой театр», вдохнув новую жизнь в систему Станиславского. Театр, подаривший нашим родителям и нам ощущение подлинной свободы. «Современник» и сейчас позволяет верить в то, что отечественное кинотеатральное производство способно не только на производство замшелых «ура-патриотических» агиток. — Бог дал мне счастье общаться с великими людьми, — говорила Галина Борисовна, старательно избегавшая слова «дружить», хотя со многими из тех, с кем она создавала «Современник», она была по-настоящему дружна. Ровно за год до своей смерти, отвечая на фирменный вопрос Владимира Познера о том: «Что вы скажете, представ перед Создателем?», Волчек, не задумываясь, ответила: «Господи, спасибо!» Так получилось, что она ушла из жизни последней из этой великой команды театральных и кинематографических гениев России. Нет на свете Олега Ефремова, Евгения Евстигнеева, Игоря Кваши, Олега Табакова. Но есть и будет «Современник», где собрана потрясающая команда русских актёров. Среди них Сергей Гармаш, Марина Неелова, Елена Яковлева, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова и Марина Александрова. Этот театр был и, хочется верить, станет когда-нибудь вновь театральным «сталкером правды», от которого мы будем ждать новых откровений и крутых, неведомых сегодняшнему зрителю, творческих маршрутов. Коллектив онлайн-медиа «Русская планета» скорбит по поводу ухода из жизни Галины Борисовны Волчек и выражает искренние соболезнования родным и близким великого российского режиссёра и актрисы.

Галина Волчек: «Господи, спасибо!»
© Русская Планета