От формирования комфортной городской среды до брендирования территорий. Итоги первого дня КЭФ-2019
НОЦ как инструмент перемены Стартовая пленарная сессия «нулевого дня» «Комфортный город: конкуренция за человека», помимо выступлений спикеров из числа урбанистов и диджитал-специалистов, имела одну яркую особенность. Представители двух федеральных министерств – строительства и жилищно-коммунального хозяйства и науки и высшего образования – постарались донести до аудитории вполне конкретную парадигму. Что государство как институт и распределитель бюджетных денег, может, и готово помогать, если есть инициатива с муниципального и регионального уровня. В частности, замминистра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров рассказал о прошлогодних итогах всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Конкурс, по мнению главы Минстроя РФ Владимира Якушева, которое он высказал в мае 2018 года, должен был помогать раскрывать «туристический и культурный потенциал». «Когда города-победители получают от 30 до 100 миллионов рублей на общественные пространства, то они в самом деле преобразуются. Вы не представляете, как люди из этих самых малых городов хотят жить там. Они уже не помышляют об отъезде, им важно, чтобы город развивался так, как этого не было ранее», – отмечал Егоров. Первый проведенный конкурс собрал 455 заявок из 82 субъектов РФ. В финал было отобрано 198 заявок, а победителями стали 80 городов. Если говорить про Сибирь, то субсидии из федерального бюджета получили Горно-Алтайск, омская Тара, новосибирский Тогучин и Салаирское городское поселение в Кемеровской области. В свою очередь, в Минобрнауки РФ подходят к формированию комфортной среды с точки зрения развития национальных проектов «Наука» и «Образование». И здесь, как объяснил первый замминистра Григорий Трубников, важно поддерживать человеческий ресурс в рамках проекта научно-образовательных центров. «В рамках нацпроекта «Наука» мы сейчас будем вкладывать полтриллиона рублей в университеты, науку, создавая mega-science-проекты и новые установки, привлекая иностранных студентов, поддерживая своих одаренных, талантливых ребят. По этой причине нам нужно менять комфортную среду для обитания. Здесь нам поможет конкурс научно-образовательных центров (НОЦ). Это инновационный кластер, где абсолютно безбарьерная среда для науки, образования и индустрии, инновационного и быстро меняющегося бизнеса. В ближайшие годы мы создадим такие НОЦ», – рассказал Трубников. На 2019 год запланировано создание пяти научно-образовательных центров. Три из них – в Тюменской и Белгородской областях и в Пермском крае – уже готовы к созданию. Два оставшихся вакантных места будут определены в конкурсе, условия которого станут известны в ближайшее время. Новосибирск, Томск и Красноярск – в числе основных претендентов. Разобраться с итогами Универсиады Регионы, помимо формирования заявок на участие в федеральных конкурсах, будь то создание научно-образовательных центров или малых городов и исторических поселений, заняты темой брендирования территории. Этот процесс, как отмечалось спикерами в «нулевой день», немного «подзастрял» на стадии полемики. Потому что у тех, кто занимается брендированием, отсутствует понимание, для какой цели все это делается. «Если в бизнесе мы понимаем, что такое бренд: когда фактические понятия переходят в эмоциональные. Но в плане территорий – здесь понимания ни у кого нет. Привлекательность города и региона – она для кого? Для тех, кто живет там, или для тех, кто вообще о них не знает? Это два потока или один поток? Почему город должен радоваться, если у него появится бренд?» – вопрошала у аудитории и других экспертов Анна Прохорова, директор бюро стратегических коммуникаций «Умная буква». Ответов на эти вопросы у присутствующих не нашлось, что подтверждает статистику, предоставленную руководителем студии брендинга городов «СитиБрэндинг» Василием Дубейковским. По его словам, 90 % из 150 российских городов, которые за 9 лет пытались заниматься «этим самым брендингом», провалились со своими проектами. Однако это способствовало появлению большого объема информации о том, как не нужно заниматься брендингом. Другая особенность, о которой говорил Дубейковский, – на региональном уровне тема территориального брендинга развивается через туризм как вполне понятный сегмент, на который выделяются бюджетные деньги. Тему осмысления бренда города и региона посредством изучения туристических выкладок на другой секции «Маркетинг города» подхватила Юлия Верхушина, руководитель агентства по туризму Красноярского края. Она рассказала об итогах Зимней универсиады в части популярности различных экскурсионных туров. «Среди всех экскурсий первое место, и это открытие для меня, – посещение Успенского монастыря, культурно-исторического центра. Второе место – это «Столбы». Третье место – это ГЭС и смотровая площадка в Дивногорске. Когда стали размышлять, почему такая популярность с Успенским монастырем, то выясняли, что там был очень мощный интерактивный формат. Люди не просто приходили на экскурсию и им рассказывали, нет – они все принимали участие в мастер-классах, всех погрузили в культуру. За этим будущее», – расставляла акценты Верхушина. При этом спикер отметила, что «бренд – это сложная история, которая не может базироваться на конкретных локациях». Однако тут же она уточнила: «Но сто процентов, что в основе бренда лежит культура и самоидентификация. Нам нужно разобраться хорошо с итогами Универсиады, когда будем говорить и думать про брендинг и развитие Красноярского края». Законы от молодежи Месседж, к которому подводили федеральные спикеры, был понятен: именно молодежи как основному реципиенту «нулевого дня» предстоит делать выбор и решать, в какой комфортной среде им следует жить. Об этом упоминал и Максим Егоров из Минстроя РФ, рассказывая о портале gorodsreda.ru, куда можно «присылать свои самые правильные мысли». «Будем поддерживать вас. Если на ваши инициативы не откликается местное руководство, то мы найдем способ, как повлиять. Вам жить, вам пользоваться общественной средой. Всегда довожу до аудитории эту простую мысль: вы сами должны принимать решения, как вам жить и где вам жить», – подчеркивал замминистра. В части принятия решений, влияющих на формирование комфортной городской среды, должно помогать добровольчество и волонтерство. Об этом аспекте говорил председатель Ассоциации волонтерских центров России Артем Метелев. По его словам, перспективы волонтерского движения благоприятные, если обратиться к статистике. «14 % россиян являются волонтерами. 36 % хотя бы раз в жизни этим занимались, 17 % готовы стать волонтерами. С другой стороны, в нашей стране есть кризис доверия: только 21 % граждан доверяет друг другу. При этом 54 % готовы объединиться ради достижения общей цели, особенно если речь идет о формировании городской комфортной среды», – приводил цифры Метелев. Однако, добровольцы – это все-таки поддержка и помощь в реализации уже подготовленных проектов. Для принятия решений нужен другой уровень компетенции общественных активистов. Такой лейтмотив был в выступлении председателя Молодежного парламента при Госдуме РФ Марии Воропаевой. Она отмечала, что молодежные парламенты на региональном уровне могут помогать с «инициативами общественных активистов. Воропаева рассказала, что в Красноярском крае на днях обсуждался вопрос о наделении молодежного парламента законодательным правом. По ее словам, «это очень значимый инструмент, когда молодые люди на уровне губернатора, депутатов, уполномоченных, могут инициировать принятие законов». «Важно чувствовать свою сопричастность. Молодежи нужно давать такую возможность. Ответственность должна начинаться с детского сада. Как только станем вовлекать молодежь – в добровольчестве, с точки зрения принятия решений, мы получим совсем другое общество», – подытожила Воропаева. Фото: ТАСС / Кирилл Кухмарь, Артем Геодакян, Александр Рюмин, Донат Сорокин, Ростислав Нетисов