Регуляторы США решили смягчить систему оценок в ходе стресс-тестов
МОСКВА, 7 мар — Dow Jones. Американские регуляторы отказались от практики публичного порицания крупнейший национальных банков с помощью стресс-тестов. Таким образом, они сделали один из самых серьезных шагов для ослабления жесткого контроля, введенного после кризиса 2008 года. ФРС заявила, что отказывается от системы оценок "сдал/не сдал" при анализе крупнейших национальных банков, таких как Goldman Sachs Group Inc. и JPMorgan Chase & Co., в одной из частей годовых стресс-тестов. Эти экзамены оценивают способность банков заниматься кредитованием в условиях серьезного экономического спада. При этом совет федеральных регуляторов предложил повысить стандарты, согласно которым финансовые фирмы, не являющиеся банками, например страховые компании или фирмы по управлению активами, будут более жестко регулироваться. Совет по надзору за финансовой стабильностью (FSOC), возглавляемый министром финансов Стивеном Мнучиным, заявил, что намерен проверять рисковые виды деятельности на финансовых рынках, а не фокусироваться на отдельных небанковских организациях. Представители ФРС все больше убеждаются в том, что крупные американские банки сейчас надежнее, чем были в 2008 году, когда кризис обнажил уязвимые места в их системах управления рисками. Указанные меры являются очередными поправками к стресс-тестам, которые запустили при администрации Обамы и которые продолжаются при президенте Трампе. Эти изменения также понизят вероятность того, что ФРС может удивить банкиров и финансовые рынки плохими новостями насчет американских фирм, например такой, как неожиданный провал стресс-тестов банком Citigroup Inc. в 2014 году. Начиная с этого года ФРС прекратит оценивать по системе "сдал/не сдал" в "качественной" части годовых стресс-тестов все американские фирмы, которые сдавали эти экзамены как минимум четыре года и успешно прошли стресс-тесты за последний год. На иностранные фирмы, большинство из которых проходили стресс-тесты только в последние два года, это правило начнет распространяться в 2020 году. Качественная часть теста – это субъективная оценка внутренних данных банка, того, как фирма оценивает свои собственные риски и роль своего совета директоров в части контроля операций. Например, Deutsche Bank AG в прошлом году не сдал эту часть тестов. Впрочем, фирмы по-прежнему могут провалить какой-либо числовой экзамен, если в условиях теоретического кризиса их капитал окажется ниже установленных минимумов. Кроме того, банки по-прежнему будут оцениваться в частном порядке на предмет того, насколько хорошо они прошли качественную часть экзамена, отметила ФРС. Провал может спровоцировать негативную реакцию общественности. Регуляторы разработали стресс-тесты во время финансового кризиса, чтобы укрепить общественное доверие к банкам и улучшить их системы управлениям рисками и кризисного планирования. Финансовый закон Додда-Франка 2010 года сделал ежегодное прохождение стресс-тестов обязательным для крупных банков, а в 2012 году регуляторы начали обнародовать результаты отдельных банков. Из пяти членов совета управляющих ФРС в среду за изменения проголосовали четыре человека, против высказалась лишь Лаэль Брейнард, назначенец Обамы. Главы банков давно критикуют качественную часть стресс-тестов, считая ее "черным ящиком": непроходные оценки могут использоваться, чтобы сделать предупреждение или наказать банк за уязвимые места в его операциях или системе соблюдения нормативных требований. Такими проблемами ранее занимались представители надзорного подразделения ФРС и при этом не было никакой угрозы публичного порицания. Система оценок "сдал/не сдал" "позволила ФРС диктовать условия крупнейшим банкам под предлогом соблюдения достаточности собственных средств", говорит Дэн Райан, возглавляющий подразделение банковского консультирования в PricewaterhouseCoopers. На его взгляд, вчерашние изменения "устраняют потенциальный страх неизвестности и заостряют тесты на численной части". Численная часть теста оценивает, как будут обстоять дела у банков в условиях теоретического кризиса. Как призналась ФРС, в этом году эту часть труднее пройти, чем в прошлом. Она подразумевает рост безработицы на 6 процентных пунктов до 10%, резкие падения на долговых и фондовых рынках и высокую волатильность. Руководство банков лоббировало и другие изменения в стресс-тестах, например то, что они должны проводиться не ежегодно, а раз в два года. "С учетом жесткости и суровости стресс-тестов, я думаю, что было бы лучше дать людям год времени для осознания результатов тестов и больше времени для соответствующей, тщательно обдуманной реакции на них", — заявил в 2017 году гендиректор Morgan Stanley Джеймс Горман. В среду члены FSOC, состоящего из глав крупных финансовых органов госрегулирования, единогласно проголосовали за изменения того, как небанковские компании причисляются к системно значимым организациям и в связи с этим подпадают под надзор ФРС. Совет заявил, что теперь он будет больше полагаться на суждения основного регулятора компании и стремиться выявлять рисковую активность в секторе в целом, а не заниматься отдельными фирмами. Любые новые решения о причислении к системообразующим организациям теперь также должны проходить проверку в рамках анализа экономической эффективности. "Это способ расшатать FSOC и затруднить для будущей прогрессивной администрации возможность использовать эти инструменты", — считает Грегг Гелзинис, специалист по экономической политике в либеральном Центре прогресса США. По мнению членов FSOC, изменения улучшат их способность отслеживать риски. "Ставя во главу угла подход, основанный на деятельности, FSOC сможет минимизировать подрыв конкуренции, вызванный его действиями, и в более широком контексте справляться с потенциальными угрозами для финансовой стабильности США", — считает контролер денежного обращения Джозеф Оттинг. Только в 2016 году комитет по рискам причислил к системообразующим организациям четыре небанковские фирмы. Администрация Обамы также обсуждала возможность добавить в этот список таких гигантов Уолл-стрит, как BlackRock Inc. и Berkshire Hathaway. Ситуация изменилась с приходом администрации Трампа. В октябре прошлого года регуляторы отменили жесткий надзор за последними из небанковских финансовых организаций. Тогда от надзора федеральных регуляторов была освобождена Prudential Financial Inc. MetLife Inc. была освобождена от надзора по решению федерального суда, а AIG и GE Capital из группы General Electric Co. утратили статус системообразующих компаний после того, как избавились от крупных частей своих бизнесов. — Авторы Andrew Ackerman, andrew.ackerman@wsj.com, Liz Hoffman, liz.hoffman@wsj.com, Gabriel T. Rubin, gabriel.rubin@wsj.com; перевод ПРАЙМ, +7 (495) 645-37-00, dowjonesteam@1prime.biz Dow Jones Newswires, ПРАЙМ