Самый протяженный и самый молодой: МЦД-4 перевозит пассажиров уже год
Исполнился год со дня открытия одного из крупнейших транспортных проектов столицы ‒ четвертого московского диаметра. Он получил название "Калужско-Нижегородский" и связал подмосковную Апрелевку и Железнодорожный микрорайон Балашихи.
Линия наземного метро длиной 86 км (этот диаметр самый протяженный в Москве) идет с запада на восток через центр города и семь крупнейших вокзалов: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский. На маршруте 18 пересадочных станций, интегрированных с метро, МЦК и другими диаметрами.
Всего за время работы МЦД-4 пассажиры совершили по нему более 75 миллионов поездок, сообщил в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин.
В "Иволге" нет тамбуров, пассажиры могут беспрепятственно проходить через весь состав. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Для запуска МЦД-4 была проделана колоссальная работа по соединению двух несвязанных направлений Московской железной дороги. В результате на маршруте реконструировали большинство существующих станций и построили новые, уложили дополнительные пути, возвели десятки мостов, эстакад и тоннелей.
"Эти две тупиковые ветки были всегда переполненные, медленно двигающиеся поезда доходили до тупика, потом разворачивались… Тактового движения не было, и это, конечно, создавало огромные проблемы. Эффективность всей этой махины была низкая. Поэтому приняли решение соединить и параллельно проложить выделенные пути для движения поездов нового центрального диаметра", - отмечал Сергей Собянин во время открытия диаметра.
МЦД-4 улучшил транспортное обслуживание 20 районов Москвы и аэропортов Шереметьево и Внуково, разгрузил участки Калининской, Солнцевской и Арбатско-Покровской линий метро, а также Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе и шоссе Энтузиастов. Помимо прочего, диаметр помог увеличить количество пассажирских мест в 1,7 раза - с 1,2 до двух миллионов в сутки. В вагонах стало заметно просторнее даже в часы пик. Интервал движения сократился до 5,5 ‒ 7 минут, а стоимость проезда с учетом бесплатной пересадки на метро снизилась.
Рабочее место машиниста оборудовано всем необходимым для комфортной работы. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Обновился и подвижной состав ‒ по четвертому диаметру ходят современные и комфортные электропоезда "Иволга" производства Тверского вагоностроительного завода (входит в АО "ТМХ"). Они разрабатывались при участии правительства Москвы специально для работы на МЦД. В этих поездах нет тамбуров, поэтому пассажиры могут беспрепятственно проходить через весь состав. Рядом с сидениями есть множество разъемов под зарядки для мобильных устройств, а в головном вагоне оборудованы места для пассажиров с колясками, маломобильных граждан и парковки для велосипедов и электросамокатов.
Кроме того, "Иволги" оснащены системой кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха. В вагонах располагается множество информационных мониторов и мультимедийных панелей с информацией о маршруте. Технология пневмоподвешивания обеспечивает плавность хода, а также низкий уровень шума и вибраций во время поездки.
Отдельной находкой для МЦД-4 стала "Иволга 4.0", вышедшая на диаметр в мае этого года. Эта модель поезда получила сразу три двери в промежуточных вагонах (в предыдущих модификациях было только две двери). На маршруте, где половина станций являются пересадочными, такой поезд оказался незаменим ‒ пассажирообмен во время остановок происходит значительно быстрее.
Сегодня 70% станций МЦД-4 ‒ это комфортные городские вокзалы. Один из таких транспортных узлов ‒ "Кутузовская" ‒ открыли в июне этого года. Он связал реконструированную Филевскую линию метро с четвертым диаметром пешеходной галереей. Здесь также добавилась пересадка на Московское центральное кольцо и речной электротранспорт. Кроме того, в районе "Кутузовской" было запущено 11 маршрутов электробусов.
Помимо развития самой транспортной инфраструктуры, в столице благоустраивают территорию вокруг новых станций МЦД ‒ расширяют тротуары, делают дополнительные подходы, кладут новый асфальт на проезжей части, устанавливают современные остановки и фонари.
До конца 2024 года, по словам главы столичного дептранса Максима Ликсутова, на всех станциях и вокзалах четвертого диаметра появится возможность оплаты проезда по биометрии. Ежедневно её смогут использовать до 1 миллиона москвичей. Сейчас проезд на МЦД с помощью биометрии стоит всего 53 рубля в зоне "Центральная" и 70 рублей в зоне "Пригород".