Войти в почту

Подземные дворцы. Чем уникальны станции Кольцевой линии столичного метро

Торжественная и величественная Кольцевая линия соединяет большинство веток столичного метро и семь железнодорожных вокзалов города. 14 марта исполняется 70 лет с момента ее полного открытия. В этот день в 1954 году запустили третий, последний участок от «Белорусской» до «Парка культуры».

Подземные дворцы. Чем уникальны станции Кольцевой линии столичного метро
© Mos.ru

Экскурсовод Музея транспорта Москвы Ирина Чижевская рассказала mos.ru, чем уникальна Кольцевая линия. Что символизирует каждая ее станция, почему кольцо так богато декорировали и какие шедевры искусства часто остаются во время поездок незамеченными — в нашем материале.

Как менялись очертания кольца и откуда взялся коричневый цвет

Идея создать Кольцевую линию появилась еще в 1920-х годах, но в первоначальные планы по строительству метро она не попала. В 1930-х линии проектировали по загруженным маршрутам трамваев. Кроме того, в те годы по Садовому кольцу курсировал троллейбус Б, который неплохо справлялся с потоком пассажиров. И все же метростроители продолжали делать зарисовки круговой ветки: она то дублировала Садовое, то отклонялась на юго-восток, чтобы охватить промышленные районы города.

«Кольцевая линия всегда присутствовала в перспективных проектах метро, ведь единственным пересадочным узлом долгое время оставался узел “Площадь Революции” — “Охотный Ряд” — “Площадь Свердлова” (ныне — “Театральная”). Итоговый проект объединил существующие на тот момент и будущие участки метрополитена, а также семь из девяти вокзалов города. Работы начались к концу Великой Отечественной войны. Население города постепенно увеличивалось, метро требовались новые пересадочные узлы, соединяющие вокзалы, жилые и промышленные районы», — отметила Ирина Чижевская.

Популярна история, согласно которой Кольцевую линию внесли в план строительства после того, как Иосиф Сталин поставил на чертежи кружку с кофе и на бумаге остался круглый коричневый отпечаток. Но это только легенда. Она возникла, когда линии раскрасили.

«Изначально за ними не закреплялись цвета: например, Сокольническую рисовали то красной, то черной. Но в 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов — грандиозное событие, на которое съезжались люди из разных стран. Чтобы иностранцы могли легко ориентироваться в метрополитене, ветки обозначили цветами. Выбрали три самых простых для печати: красный, зеленый, синий. А если их смешать, получится коричневый. Отсюда и цвет Кольцевой», — рассказала Ирина Чижевская.

Как строилось метро в Москве, или История подземного городаИстория на колесах. Репортаж из фондов коллекции Музея транспорта Москвы

Храм триумфа советского народа

Кольцевую линию метро построили за 10 лет — по меркам той эпохи в рекордные сроки. Первый участок от «Парка культуры» до «Курской» открылся 1 января 1950 года, он проходит под Садовым кольцом. 30 января 1952-го заработал второй — от «Курской» до «Белорусской». Замкнулось кольцо 14 марта 1954-го, когда поезда пустили от «Белорусской» до «Парка культуры». Линия стала апофеозом сталинского ампира. Ирина Чижевская объяснила, почему ее так богато декорировали.

«Московское метро изначально проектировали как подземные дворцы для людей. Молодая Страна Советов хотела доказать, что, несмотря на все трудности, живет и развивается. Но если в дизайне станций первых очередей еще чувствуется влияние конструктивизма, то Кольцевую строили уже с размахом — величественной и торжественной. Ведь дело было в послевоенный период. А что такое послевоенный период? Это триумф советского народа. Кольцевая линия стала отражением Великой Победы, ее храмом», — поделилась Ирина Чижевская.

Конструкция станций напоминает храмовую: «нефы» (вытянутые помещения, ограниченные с одной или двух сторон колоннами) ведут к «алтарям», роли которых играют скульптуры и монументальная живопись. Оформление интерьеров посвящено триумфу Победы, радостям мирной жизни в Стране Советов. «Парк культуры» — отдых, спорт и творчество советского народа. «Павелецкая» — волжские края, хлебные житницы России. «Курская» — Черноземье. «Комсомольская» — триумф Победы. «Проспект Мира» — развитие сельского хозяйства. «Краснопресненская» — победа революций 1905 и 1907 годов.

Витражи из разноцветных стекол и мозаики из ценных камней

Яркая, светлая, торжественная — все это о «Новослободской», которую считают одной из самых красивых станций кольца. Она украшена десятками витражей из разноцветного стекла, обрамленными сталью и золоченой латунью. Они размещены внутри пилонов и освещены изнутри. Кусочки стекол складываются в рисунки фантастических цветов, растений, звезд. Узоры вдохновлены вышивкой с одежд русских князей и царей. В верхней части витражей вставлены медальоны, на которых изображены сцены из мирной жизни: музыкант за фортепиано, художник за мольбертом, агроном в поле.

«На “Новослободской” создана форма храма: арки, позолота и длинный зал, ведущий к “алтарю” — смальтовому панно во всю стену с надписью “Мир во всем мире”. На нем мать держит на руках ребенка. Это образ Родины-матери», — добавила Ирина Чижевская.

Звание самой величественной станции получила «Комсомольская». Просторный зал с высокими мраморными колоннами, увенчанными резными капителями, массивные люстры, лепнина на потолке — все это производит впечатление на пассажиров. «Комсомольская» и должна была отражать великолепие Москвы, стать своего рода вратами в город.

«Именно эту станцию первой видели гости столицы, прибывшие на три вокзала. Ее радиальная сестра, кстати, тоже самая большая и светлая в своей очереди. Мозаики “Комсомольской” выполнены из смальты и ценных камней. Они воспевают полководцев и воинов: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, солдат Красной армии», — рассказала Ирина Чижевская.

Подземный зал станции «Курская» оформлен сдержанно, чего не скажешь о ее наземном вестибюле. Он напоминает античный храм воинской славы с торжественным круглым залом, украшенным скульптурами с лавровыми венками, с парадным куполом в торце и декоративными элементами в виде звезд и победных мечей.

От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей ЩусевМетро в годы войны: бомбоубежище, концертный зал и библиотека

Отсылки к древнерусской архитектуре и мрамор, которому 300 миллионов лет

«Добрынинскую» многие находят слишком невыразительной по сравнению с эффектными соседками. Но, если присмотреться, можно заметить, как красива станция, полагает Ирина Чижевская.

«Она отсылает нас к древнерусской архитектуре: конструкции и цветовые решения вдохновлены старинными храмами. Станция посвящена труду советского народа. В нишах пилонов спрятаны мраморные барельефы, на которых вылеплены мужчины и женщины в национальных костюмах. Они собирают урожай, кормят домашних животных, ловят рыбу. Мы не замечаем многих деталей в интерьерах, пока быстро переходим с одной станции на другую», — подчеркнула она.

Некоторые детали и вовсе обнаружили недавно. Так, в мраморе, которым облицованы станции кольца, нашли окаменелости древних обитателей морей: на «Проспекте Мира» — раковины головоногого моллюска, в переходе с кольцевой «Павелецкой» на радиальную — морские лилии, наутилусы, губки, на пилонах «Краснопресненской» — гастроподы и аммониты.

«Мрамору, которым отделывали пилоны “Краснопресненской”, около 300 миллионов лет. Палеонтологам и просто любителям древностей Кольцевая линия может многое рассказать. Но окаменелости не были частью дизайна. Материалы для стройки везли со всего Союза, и камень был просто камнем», — отметила Ирина Чижевская.

Метро как музей истории страны

По станциям московского метро можно изучать историю страны. Кольцевая линия стала воплощением переосмысления ее прошлого и адаптирования его к новым социалистическим реалиям — тому пример «Комсомольская» с русскими полководцами и красноармейцами. Станции, которые строились позднее, отличаются от кольца, поскольку во второй половине века начинается борьба с архитектурными излишествами.

«Тогда остро стояла проблема с расселением людей, нужно было рационально расходовать средства. В итоге архитекторам и декораторам связали руки. Те же станции Филевской линии, открытые в конце 1950-х, очень аскетичны. Поэтому Кольцевая выделяется на фоне других исторических веток», — заключила Ирина Чижевская.