Войти в почту

В Историческом музее открылась выставка с кипрскими древностями

Открывшаяся в Историческом музее выставка "Искусство древнего Кипра. Из собрания А.С. Уварова" вписывается в серию выставок, посвященных коллекционерам, чьи собрания стали основой этих музеев. Для Исторического музея такой ключевой фигурой был археолог граф Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884). В сущности, он сыграл в создании музея ту же роль, которую много позже профессор Иван Владимирович Цветаев сыграет в создании Музея изящных искусств. Когда после знаменитой Политехнической выставки в Москве возникла идея создания постоянного музея, сохраняющего наиболее интересные экспонаты выставки, и Александр II в феврале 1872 года распорядился учредить комитет по созданию музея, все организационные заботы легли на плечи Уварова. Он был заместителем генерал-адъютанта А.А. Зеленого, возглавлявшего комитет, но тот жил в Петербурге, а Уваров - в Москве.

В Историческом музее открылась выставка с кипрскими древностями
© Российская Газета

Именно Уваров хлопотал о получении земли под строительство музея Городской Думой, организовывал конкурс на лучший проект здания, его обсуждения и переделки... Он же составил в 1873-м проект экспозиции, который включал памятники от каменного века до царствования Александра II. За образец он брал датский Национальный музей в Копенгагене, где бывал в конце 1860-х. Уваров же разрабатывал варианты устава музея. Он же предоставил музею свои собрания археологических находок каменного, бронзового, железного веков, античных и славянских древностей, икон, рукописей... Уваров заказывал картины на исторические темы для оформления залов музея Айвазовскому, Васнецову, Семирадскому... Словом, Алексей Сергеевич оказался не только страстным коллекционером, увлеченным археологом, щедрым меценатом, но и отличным организатором музейного дела. Открытие Исторического музея 29 марта 1883 года без его трудов не могло бы состояться. Так что показ древностей из уваровской коллекции - это оммаж графу в год 150-летия ГИМа.

Тут надо сказать, что тот вклад Уварова в коллекции Исторического музея, сделанный во время его создания, стал не единственным. В его имении в Поречье было богатое собрание древнерусских рукописей, икон, монет, древней утвари и, разумеется, археологических находок. После революции большая часть этих коллекций была передана в Исторический музей, другая часть - в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Среди собраний, переданных в ГИМ, оказалась и чудесная коллекция кипрских древностей, большая часть которых перед зрителями появляется впервые.

История этой коллекции - отдельный сюжет. Разумеется, Уваров никогда не проводил раскопки на Кипре. Но археологией увлекался российский посланник Юзефович, который в 1870 году проводил раскопки в годы работы на Кипре "неподалеку от храма в гробницах". Благо археологией тогда "болели" многие - пример Генриха Шлимана заразителен. Какой храм консул имел в виду, история утаивает. Русский консул не был профессиональным археологом, он был собирателем древностей. Делал заметки для себя, а не вел строго дневник раскопок. Поэтому драгоценные находки оказались вне точного контекста - не только исторического, но и географического. Уваров, который у Юзефовича приобрел кипрские находки, готовил их описание и публикацию. Но не успел закончить работу.

Поэтому каталог, который готовит к выставке музей, фактически первый выход находок русского консула "в свет".

Уваров никогда не проводил раскопки на Кипре. Но археологией увлекался российский посланник Юзефович. Благо археологией тогда "болели" многие

Значение этой коллекции определяется не только древностью и возможностью представить быт жителей "острова Киприды", но и шансом понять лучше связи внутри средиземноморских цивилизаций. Остров, находившийся на пересечении морских торговых путей, оказывался местом встречи торговцев, моряков из Крита и Греции, Северной Африки и Ближнего Востока. Морская торговля определяла и сплав традиций, и богатство острова.

Среди раритетов, представленных на выставке ГИМа, есть произведения совершенно замечательные. Даже среди терракотовых и известняковых статуэток II тысячелетия до н.э. выделяется портрет юной красавицы, сделанный из известняка. Он был частью надгробия, оказался - чистейшим образом острова богини любви.

Навигатор

Выставка "Искусство древнего Кипра. Из собрания А.С. Уварова" открыта в Историческом музее до 9 января 2024 года.