Войти в почту

Транспортную реформу в Курске скорректировали по жалобам горожан

Выбор общественного транспорта на улицах Курска - с одной стороны, квест: пока новую маршрутную сеть полностью не изучили даже коренные жители областной столицы. А с другой - показательный срез общественного мнения о том, каким же все-таки должен быть городской общественный транспорт. Мы писали о том, как негативно восприняла часть горожан новую схему движения. Чтобы разобраться в ситуации, собкор "РГ" проехала на двух курских автобусах, заплатила за одну поездку и испытала на себе все плюсы и минусы введенных новшеств.

Транспортную реформу в Курске скорректировали по жалобам горожан
© Российская Газета

Реформа общественного транспорта, стартовавшая в Курске, изменила представление не только о городских перевозках, но и о том, как могут выглядеть улицы. Транспорт, окрашенный в жизнеутверждающий травянисто-зеленый с приветственным слоганом "Нам по пути!", поднимает настроение. Возмущение курян в первые дни реформы стало поводом для того, чтобы выпустить на маршруты и старые автобусы. Действительно, есть с чем сравнить.

Новая маршрутная сеть работает по брутто-контрактам. Перевозчик получает деньги за четкое соблюдение расписания, правил движения и обслуживания пассажиров. Пользуясь новой сетью, можно за час сделать две пересадки, но заплатить лишь за одну поездку. Маршрутки "из прошлого" работают иначе: чем больше людей соберут на остановках, тем выше выручка. Никаких льгот, бесплатных пересадок и прочего, так что "гонки" по улицам никуда не делись.

Определить маршрут следования новых автобусов все же не так уж сложно: это признают и старожилы, и гости Курска. На боковых табличках написаны основные улицы, по которым поедет транспорт. Но если кто-то спешит, а к остановке подлетела "старая" маршрутка, проще, конечно, уехать на ней.

Пока пассажиры делают свои выводы, в областной столице поработал заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России и председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Вместе с куратором реформы, первым заместителем министра транспорта и автомобильных дорог Курской области Александром Васильченко он и на автобусах проехал, и принцип пересадочной модели оценил. Оба сошлись во мнении, что недочеты есть, но большая их часть связана с банальной нехваткой транспорта. Эта проблема будет решена частично уже с 1 августа: на маршруты выйдут еще 50 "зелененьких". Их пустят по самым востребованным магистральным маршрутам.

Благодаря нововведениям поездки стали предсказуемыми, а пересадочная модель - по-настоящему выгодной для пассажира

Корректировки претерпит и расписание автобусов всех типов. В час пик они станут ездить чаще, чем сейчас, однако "гоночных" скоростей все же будут избегать. С 1 сентября на курские улицы выйдут еще сто машин, и вот тогда город сможет отказаться от "летающих" маршруток. К тому же, уже первый месяц работы новой транспортной системы показал - изменились не только автобусы, маршруты, требования к водителям со стороны заказчика перевозок, начали меняться пассажиры.

На остановках люди говорят о том, что ждут большой вместительный "Волгабасс", оставляя без внимания автобус "из прошлого".

- Тебе четыре остановки проехать, не жди, заплатишь те же 25 рублей, - убеждает одна курянка другую.

- Не хочу. Жара сумасшедшая, а в "зеленом" - кондиционер. И не усмехайся, даже если его не включат, там свободнее дышится, не то что в этих консервных банках, - парирует она.

Собеседница как будто забывает, что еще месяц назад забиться вот в такую "банку" считалось великой удачей, особенно в час пик. Теперь же люди смотрят, полный автобус или нет, нужно ли будет ехать стоя, а если из открытых дверей ощущают живительную прохладу кондиционера, заходят не раздумывая: бесплатная пересадка дает возможность хоть часть маршрута проехать в комфорте.

Куряне констатируют: транспорт стал лучше, и, когда вспоминают недавние ДТП с отработавшими свое "ПАЗами", делают вывод о том, что не только в машинах дело.

- Вот он же гнал? Гнал! - двое мужчин обсуждают утреннее происшествие с маршруткой, вылетевшей в остановку. - А куда спешил? Денег больше взять! Так что правильно делают с этими "зелеными": порядок нужен.

Александр Васильченко, который мониторит работу автобусов без перерывов и выходных, уточнил: еще полгода назад на маршруты после 21 часа выходили около 50 автобусов, теперь на линии - 160 единиц. И все они востребованы. Пассажиры стали выбирать автобусы вместо того же такси, чтобы банально сэкономить. Благодаря приложению поездки стали предсказуемыми, а пересадочная модель - по-настоящему выгодной.

К слову, часовой период смены транспорта, оказывается, достаточен не только для того, чтобы проехать приличную часть города. И куряне, и собкор "РГ" убедились, что можно успеть проехать несколько остановок, выпить кофе и вернуться обратно, заплатив всего 25 рублей. Конечно, экспериментальное время не пришлось на курский час пик, однако система показала: час - это совсем немало. И когда в городе завершится модернизация автобусных перевозок, а вслед за ней обновят и электротранспорт, Курск значительно ускорится.

К слову, трамвайные остановки уже готовы, реконструкция инфраструктуры идет по плану, а город готовится к поставкам первых 22 трамвайных вагонов.

Перспективы оценил и Илья Зотов:

- Все виды пассажирского транспорта в Курской области получают гармоничное развитие. Реализация любого масштабного проекта требует времени и доработки. В основном увидели, что многие пассажиры еще не успели разобраться в схеме новой сети, но замечания, которые есть у местных жителей, фиксируются и отрабатываются профильным министерством.

А как у соседей

В Липецкой области, где по концессионному соглашению идет модернизация трамвайной инфраструктуры, об автобусных перевозках тоже заботятся. В том числе и о пригородных.

- Большую федеральную поддержку получит Липецкая область на обновление пассажирского транспорта. Нам одобрили заявку на получение специальных казначейских кредитов. Это очень удобный механизм. Жители региона уже скоро будут ездить в комфортном современном транспорте, - заявил губернатор области Игорь Артамонов. - Мы получим почти 400 миллионов рублей на покупку 55 новых автобусов. Они будут перевозить жителей по пригородным маршрутам.

В Белгородской области по аналогичной схеме приобретут 26 автобусов для столицы региона, 12 - для города Старый Оскол, и еще девять - для города Алексеевка. При этом белгородские чиновники направили еще одну заявку - на 350 миллионов. Как отметил глава региона Вячеслав Гладков, нужно будет закупить автобусы еще и для примыкающего к Белгородской агломерации Яковлевского округа.