Войти в почту

Самый длинный день: Главархив делится статьей писателя Дмитрия Зуева

В декабре прошлого года Главархив познакомил москвичей с творчеством русского писателя, фенолога и натуралиста, большого знатока природы родного края Дмитрия Зуева (1889–1967) 

Самый длинный день: Главархив делится статьей писателя Дмитрия Зуева
© Главное архивное управление города Москвы

Сегодня, накануне дня летнего солнцестояния, настоящего природного праздника, Главархив знакомит с фрагментом из статьи «Июнь-червень» Дмитрия Зуева, написанной им в конце 1940-х годов (орфография и пунктуация автора сохранены).

«Июнь. Румянец земли. Полночь, а в комнате опаловый цвет. Дню июня конца нет. Таких белых ночей москвичи и не запомнят. Июнь в этом году полон контрастов: то холодно, то жарко, то купаются, то загорают москвичи. За чугунными решетками старинных московских домов – цветущая чаща запущенных садов. Сирень, жасмин, акация, рябина, жимолость. <…> Нарядны луга и лесные поляны. С каждым днем крупнее, пышнее, разноцветнее и душистее букеты в руках москвичей. Квартиры заулыбались цветами. Июньский карнавал цветов. Появились в столице и наши дальние северные родственники великолепной тропической Виктории-Регии и мифологического лотоса Египта – белые кувшинки, водяные лилии-розы с золотыми язычками. Цвет русалок! 

Дружно цветет дрема, по-народному «сон-трава», смолистые стеблики с влипшими муравьями. Неправдоподобно ярка нарядная красота пурпурного оврага, сладко пахнущего земляникой, полынью и душистой красной гвоздикой. В апреле и мае преобладали синие тона подснежников, их сменил живой румянец земли – червонно-красные цветы лета, отсюда и корень древнерусского названия июня – червень. Есть и одноименная такая трава – червеница, красный корень, румянка, им в старину румянились девчата.

В алмазной росе июньского утра купаются рубиновые дикие клевера дятлины, долго невянущая огнекрасная душистая гвоздичка – цветок богов у древних греков, красноватые колокольчики гравилата, нежнорозовая пышная гвоздика – «девичья краса», пунцовые дикие розы шиповника, красный луговой василек и красно-фиолетовый василек <…> И красные зори – тоже выдающаяся особенность июня в годовом круге русской природы. <…>

Привлекательны последние лунные июньские ночи. В хвойном лесу – таинственный полумрак. Мигают, гаснут и опять вспыхивают зеленоватые огоньки на земле и ветвях. Это блуждающие россыпи аметистовых светлячков. Сине-зеленые кошачьи зрачки замерцали вдруг из старого трухлявого пня. Это светится гнилушка. Пряный запах ночных фиалок растворен в сырой прохладе сумрачного леса – «не любят дня, растут особняком и даже запах льют поодиночке…». <…> Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Спеет лесной урожай съедобных и лекарственных трав и корней, ягод, грибов, орехов, желудей. Ловится рыба, подрастает молодь охотничьей дичи.

По народному календарю певчие птицы затихают с Тихонова дня – 29 июня, тогда и «солнце ходит тише». Только соловей поет до Петрова дня – 12 июля. И как бы на смену смолкающим птицам в летний оркестр вступают стрекотуны-кузнечики. <…>».

Рассказ Дмитрия Зуева проиллюстрирован рисунками художников-любителей - музыковеда Александра Николаева и Дмитрия Ушакова, больше знакомого нам как создателя «Толкового словаря русского языка». Не только живопись, но и вся жизнь Дмитрия Ушакова была прочно связана с Москвой. «Я очень редко покидаю Москву, и то лишь на короткий срок, в других городах мне было как-то не по себе», - говорил Ушаков. 

Встретить летнее солнцестояние можно в современном парке «Зарядье», где есть многие из перечисленных в рассказе цветов и трав. В пяти ландшафтных зонах парка представлено множество растений. Ботаническая коллекция парка уникальна, она собрана со всех природно-ландшафтных зон нашей страны. Березовая роща, степные колючки, луговые травы, а также хвойный, прибрежный и смешанный леса. И все это в оазисе растительности в самом центре Москвы. Рядом, на Васильевском спуске, вечер 21 июня 1941 года проводили выпускники московских школ. Почтить память о подвиге военного поколения можно, возложив цветы у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду.