Войти в почту

За восемьдесят два года существования Выставки достижений народного хозяйства не так много павильонов комплекса, расположившегося на Северо-Востоке Москвы, сохранили свое первоначальное назначение. Одним из «старожилов», правда, уже послевоенной застройки, стал павильон №43, построенный в 1953-1954 годах в составе комплекса «Коневодство». После масштабной реконструкции здесь откроют конноспортивный манеж нового поколения.

ВДНХ: конные традиции
© Главгосэкспертиза России

Павильон №43 построили по проекту архитектора М. М. Титова. Он же спроектировал, к примеру, инструментальный цех ЗИЛа в 1934 году. И если заводской корпус стал характерным примером многопролетного здания, то павильон на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) был оформлен в стиле сталинского неоклассицизма, да еще и с отсылками к конным усадебным дворам России XVIII-XIX веков. Вместе с павильоном № 41, позже названным «Корма», 43-й павильон образовывал единый ансамбль. Выходящие к аллее фасады зданий, расположенных друг к другу под прямым углом, украсили четырехколонные портики. Также к «Коневодству» относился павильон №40 «Хлебопродукты» и манеж - сегодня павильон №42.

Внутри комплекса демонстрировали лошадей, а конкретно в 43-м - выставлялись рысистые и тяжеловозные породы. Ко второму открытию ВСХВ в 1954 году в экспозиции было представлено 200 лошадей 29 пород. С 1959 по 1966 годы комплекс носил название «Животноводство», а его функционал был несколько расширен, но уже в 1967 году был переименован обратно. В современной России до 2018 года в павильоне №43 работал конноспортивный клуб «Ахиллес». В результате павильон оказался единственным зданием животноводческого городка ВДНХ, не утратившим свою изначальную функцию после распада СССР.

Сегодня комплекс «Коневодство» претерпевает серьезную реконструкцию. Совсем скоро на его базе по инициативе Кремлевской школы верховой езды откроется Центр национальных конных традиций. На территории разместят выставочные и конференц-залы, а также современный конноспортивный манеж, где будут давать уроки верховой езды, проводить шоу-программы, соревнования и, как в прежние времена, показы лошадей. Выводной круг окружат трибунами. Наблюдая за действом на арене, зрители смогут видеть и пруд Каменку, и деревянную набережную. На одном из этажей манежа появится первый в России интерактивный музей лошади. Также здесь создадут условия для постоянного содержания и свободного выгула лошадей, построят две удобные конюшни на 36 стойл каждая, сооружения для хранения кормов и прочих хозяйственных нужд.

Проект конноспортивного манежа разработали Борис и Илья Тарасовы из нижегородской архитектурной мастерской «Проспект». Здание строят во «дворе» павильона №43, где когда-то стоял павильон «Собаководство», утраченный в 1970-е годы. В archi.ru пишут, что для того, чтобы скрыть габариты достаточно крупного на общем фоне манежа, архитекторы использовали традиционную для данной типологии скатную кровлю, а протяженные фасады раздробили на секции, соразмерные павильонной застройке. Основной материал – светлый натуральный камень – отдает дань палладианской стилистике исторических павильонов «Коневодства», также в отделке использованы дерево и медь. Вертикальные ламели должны создавать аналогии с восьмигранным павильоном-навесом, который относился к комплексу «Животноводство», - когда-то в нем демонстрировали астраханских верблюдов.

К слову, исторический манеж – павильон №42 в животноводческом городке ВСХВ - построили по проекту архитектора В.М. Маргулиса. Здание выполнено в функционалистском стиле, в плане оно - круглое, завершенное куполом, позже по периметру его застеклили прямоугольной пристройкой. Вход в строение украшали скульптуры победителей выставки: коня Квадрата орловской рысистой породы и коня Символа буденновской породы. До наших дней сохранилась только последняя. Кстати, посетители и сегодня могут видеть скульптуру лошади, установленную здесь еще в 1939 году между выводным кругом и павильоном №55.

В 1967 году здание глобально реконструировали по проекту архитектора Л.И. Браславского и передали под экспозицию по электрификации. Манежу то меняли, то расширяли функционал. В постсоветские годы экспозицию упразднили, и в павильоне №42 разместили магазины. Новый комплекс «Коневодство» призван стать не просто туристической «точкой притяжения» на карте Москвы, а стать началом возрождения деятельности специализированных отраслевых павильонов ВДНХ.

Фото: vdnh.ru, pastvu.com, ТАСС, evgechesnokov.livejournal.com