Войти в почту

Водку хотят запретить называть водой жизни

Региональные власти уже скоро могут получить право запрещать на своей территории розничную продажу пива и ряда других слабоалкогольных напитков в так называемых «наливайках» — точках общепита, расположенных в жилых домах. Кроме того, субъектам могут разрешить вводить временные ограничения для продажи алкоголя в таких заведениях. А еще ко второму чтению документа появилась поправка, запрещающая вводить в заблуждение пользователей спиртосодержащей продукции манящими обманчивыми наименованиями. Такой ранее принятый Госдумой закон члены Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам поддержали на заседании 6 февраля.

Водку хотят запретить называть водой жизни
© Парламентская газета

Жалоб много, решение одно

Госдума 1 февраля на пленарном заседании единогласно приняла закон, позволяющий региональным властям устанавливать требования о продаже пива, сидра и других алкогольных напитков только в ресторанах, барах, кафе, буфетах. При этом у субъектов появятся полномочия ограничивать время продажи алкогольной продукции в так называемых «наливайках» — точках общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.

И хотя субъекты получили право ограничивать продажу крепкой алкогольной продукции, но отсутствие ограничений продажи слабоалкогольных напитков доставляло много хлопот и неудобств жильцам.

Как пояснял ранее в соцсетях спикер Госдумы Вячеслав Володин, парламентариям поступает большое количество обращений от жителей многоквартирных домов: люди жалуются, что «наливайки» днем работают как магазины, а ночью торгуют алкоголем, привлекая со всей округи асоциальных посетителей. «Шум и беспорядки мешают им спокойно жить», — отмечал Володин.

Теперь у региональных властей будут все возможности навести порядок в этой сфере, так как меры воздействия касаются не только крепкого алкоголя, но и продажи пива и других слабоалкогольных напитков.

«Мы выводим из-под регулирования рестораны, но оставляем там и кафе, и предприятия общепита, магазины, которые днем магазины, а ночью разливают водку, вино, пиво… И все это в жилых домах, подъездах, поэтому и прозвали эти заведения «наливайки», — сказал Володин.

Название должно соответствовать

Представляя закон на заседании бюджетного комитета Совфеда, соавтор документа, сенатор Сергей Рябухин, назвал принятые нормы давно ожидаемыми.

«Потому что эта тема многократно обсуждалась на Днях субъектов Российской Федерации. Вы хорошо помните инициативы Архангельской, Новгородской, Курганской и других областей. И мы тогда приняли, на мой взгляд, правильное и компромиссное решение — депутаты Государственной Думы тоже выстроили такую же логику, как у нас в Совете Федерации, — мы пошли на наделение полномочий региона устанавливать ограничения и правила производства, оборота алкогольно-содержащей продукции в торговых точках, кафе, торговых учреждениях и точках общественного питания, которые встроены в жилые многоквартирные дома», — напомнил парламентарий.

Регионы давно просили, чтобы этот вопрос передали на уровень субъектов, поддержал коллегу глава комитета Анатолий Артамонов: «В каждом регионе есть свои какие-то особенности, и, конечно же, региональным властям виднее, где чего ограничивать, где запрещать, где разрешать».

При этом Сергей Рябухин уточнил, что в ходе обсуждения инициативы между первым и вторым чтением в проекте появились дополнительные новации, которые также были поддержаны.

«Речь идет о том, чтобы законодательно оградить производителей и торговые организации производить и выпускать алкоголь, который не предусмотрен законодательством и техническими регламентами, — уточнил он. — Ну, и применять названия, которые вводят в заблуждение. Иногда берешь бутылку: 70 процентов спирта, а там про «доброе здоровье» написано. Вы, наверное, часто встречали такие. Я уж не говорю там про «боярышник» и все остальное».

Больше не «вода жизни»

К слову, запрет на лукавые оговорки в наименовании крепкого алкоголя может в какой-то мере восстановить историческую справедливость. Ведь впервые водка появилась в России в конце XIV века под названием Aquavitae (в переводе с латинского «вода жизни»). Бутылка была подарена князю Дмитрию Донскому генуэзским послом в знак признательности за гостеприимство.

Согласно летописи, в 1429 году иностранные купцы вновь привезли «воду жизни» в Москву, но уже в качестве лекарства от множества болезней. При дворе князя Василия Темного, который правил тогда в Московском княжестве, напиток оценили, но он был слишком крепким, поэтому его разбавляли водой.

Во второй половине XV века в России начали производство собственной водки. Существует версия, что ее рецепт придумал монах Исидор из Чудова монастыря. Однако по-настоящему водка обрела статус в конце XIX века, когда впервые был введен государственный стандарт на высокоградусный напиток.

Этому предшествовали достижения ученого-химика Дмитрия Менделеева, защитившего в 1865 году докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою». В ней ученый опытным путем вывел, что идеальное содержание спирта в водке должно равняться 40 процентам. В 1894 году менделеевский вариант водки был запатентован как «Московская особенная».

Стоит отметить, что пагубность влияния алкоголя на организм человека научные открытия нашего прославленного соотечественника, увы, никак компенсировать не смогли. По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от злоупотребления спиртным умирают 3 миллиона человек.