В группе "Мираж" разгорелись разборки из-за громких хитов
Группа «Мираж» — лидер по числу скандалов, споров и судов. Постоянная смена состава — Маргарита Суханкина, Наталия Гулькина, Светлана Разина, Наталья Ветлицкая, Татьяна Овсиенко, Ирина Салтыкова, Екатерина Болдышева — заканчивалась разборками на тему: кто и что имеет право исполнять, когда и где. Сегодня в группе, где никак не могут поделить права на исполнение песен, снова неразбериха. Композитор Андрей Литягин подал в суд на Маргариту Суханкину. Ее концерты, как и концерты Наталии Гулькиной, пытаются сегодня срывать. А тем временем на сцене появился новый состав «Миража». Корреспондент «МК» попытался разобраться в разгоревшемся с новой силой скандале. Первым, к кому мы обратились за комментарием, стал гитарист старого состава группы Алексей Горбашов. Именно он и Екатерина Болдышева сейчас называются настоящим «Миражом». — Авторитетные и заинтересованные люди, имеющие отношение к «Миражу», собрались еще в сентябре и обсудили дальнейшую судьбу коллектива. У группы на тот момент был полнейший застой. По итогам всех переговоров был подписан договор. Он гласит, что творческому коллективу «Мираж» — Екатерина Болдышева, Алексей Горбашов, Сергей Крылов, Андрей Гришин — предоставлена лицензия на публичное использование хитов группы. Также нам предоставлено право на использование товарного знака «Мираж». Все остальные солисты, кто этого хотел, имеют неисключительное право исполнять хиты. Наша группа «Мираж» гастролирует под торговым знаком и поет песни, которые разрешено петь по договору. Вроде все ясно-прекрасно. Договор от 01.09.2016 подтверждает вышесказанное, за исключением одного. Он подписан с двумя соавторами песен, а вот третий остался не у дел. Мы обратились за комментариями к человеку, чье имя попытались проигнорировать, — известному поэту-песеннику, основателю группы Валерию Соколову, в багаже которого и значатся самые известные хиты группы. — Я не перестаю удивляться тому, как Андрей Литягин на протяжении стольких лет гоняется за всеми солистками группы «Мираж», по очереди называя группой «Мираж» то одну, то другую солистку. Сейчас мы видим такую ситуацию, когда в очередной раз Андрей Литягин переметнулся и нашел себе новых друзей. Ими стали его старые оппоненты — Андрей Черкасов и Алексей Горбашов, которые пытались отсудить у него соавторство в отношении его произведений. К слову, Андрей Черкасов давно известен своими многолетними тяжбами с артистами из группы «Руки вверх» (Сергей Жуков), с Вячеславом Добрыниным, группами «Кар-мэн», «Технология». — Помню, была такая история, — продолжил рассказ Валерий Соколов, — в конце 80‑х годов ходило много слухов, что солистки «Миража» поют под фонограмму — в тот период солистки в группе уже менялись каждые три-четыре месяца, — а за такое тогда можно было получить по шапке. И вот группу вызвали в Министерство культуры на утверждение программы, где необходимо было петь только вживую. Андрей Литягин вновь экстренно позвонил Маргарите Суханкиной и попросил ее спеть на сдаче программы, поскольку именно ее голос, собственно, и звучал на всех альбомах, и спеть вживую в тот момент было уже больше некому. Маргарита пришла и спела. А затем так получилось, что Татьяна Овсиенко под ее фонограмму выступала на «Песне года‑89», где мы с Андреем Литягиным как авторы получили звания лауреатов фестиваля. Самое интересное, что вновь названный «Мираж» не может исполнять мои песни, а это, извините, все хиты группы: «Музыка нас связала», «Наступает ночь», «Снежинка», «Видео», «Солнечное лето» и многие другие. Благодаря Андрею Литягину сейчас сложилась ситуация, когда только Маргарита Суханкина может исполнять все хиты, поскольку имеет разрешение от меня, от Андрея Литягина и других авторов «Миража». А так называемый новый «Мираж» остался без хитов. И при этом Литягин умудрился подать на Маргариту Суханкину в суд за то, что люди отождествляют ее имя с названием «Мираж». Я разговаривал с бывшими партнерами Андрея Литягина по компании «Мираж-Мьюзик», которые мне сообщили, что они будут оспаривать использование названия «Группа «Мираж» единолично Литягиным. Также они сообщили мне, что и авторские права Литягина давно находятся у них... А вот права самого Валерия Соколова, как сообщил нам поэт, находятся в коллективном управлении РАО. После переговоров с юристом он решил забрать свои документы и с января полностью представлять свои интересы самостоятельно. «МК» в свою очередь обратился за комментариями к представителям Маргариты Суханкиной. — Маргарита имеет необходимые документы, подписанные с авторами, на исполнение всех песен из репертуара группы, — сообщил ее директор Сергей Лавро (к слову, однофамилец директора Софии Ротару). — Если интересует фамилия Литягина, то да, он ей продал за большую сумму лицензию на использование своих песен. И на этом основании мы выступаем. Никакого иска от него, о котором меня спрашивают, я не видел. В этом случае, наверное, должна была прийти повестка в суд. Прокомментировала ситуацию и одна из ярких солисток бывшего «Миража» — Наталия Гулькина, давно гастролирующая сольно. — Я видела уже все в этой группе, поэтому сейчас меня ничем не удивишь. Да, в сентябре мне сказали, что якобы обращались ко всем солисткам лично и предлагали петь песни «Миража». Недавно столкнулась с Таней Овсиенко и спросила ее об этом. Она оказалась не в курсе. Единственное, что я знаю: мне опять пытались сорвать концерты уже после этого злополучного сентября. Чтобы проверить слова Наталии, мы обратились к директору Софии Ротару и руководителю «Кремль-концерта» Сергею Лаврову, который организовывал тур Гулькиной по Уралу. — В сентябре ко мне обратились представители «Миража», которые знали о том, что я делаю тур Наталии Гулькиной. Предложили ей как вариант купить лицензию на один год и исполнять песни группы при определенных обстоятельствах. Обстоятельства выражались в нескольких миллионах рублей. Я не очень хотел связываться, потому как у меня тур Гулькиной, а она востребованная единица. Зачем ворошить прошлое? Видимо, отказ их не устроил, и через какое-то время я получаю письмо от адвоката «Миража» Дмитрия Семенникова (документы находятся в редакции. — Л.Ш.), где говорится о том, что мы нарушили права и пытаемся запутать зрителя. И они стали требовать с нас два миллиона рублей. Все дело в том, что в двух городах при рекламе концерта в Интернете перечислялись песни Гулькиной. И одной из них была «А может, это просто Мираж». Действительно, есть такая песня, не имеющая отношения к группе, написанная вне коллектива, Наташей и Вадимом Золотых в 2004 году. Они увидели слово «мираж», и этого оказалось достаточно, чтобы обвинить нас, как они выразились, в степени смешения с товарным знаком. Они начали угрожать судами, срывами концертов — в общем, стали действовать проторенной дорожкой. Я, конечно же, сразу связался с юристами. Единственный человек, с кем нам не удалось связаться и взять комментарий по вновь разгоревшемуся скандалу, оказался сам Андрей Литягин, который с сентября сменил шесть номеров сотового телефона. Скандалы вокруг прав на исполнение хитов «Миража» не утихают который год подряд. И хотя публике зачастую все равно, в чьем конкретно исполнении звучат любимые мелодии, но когда они затасканы в ходе разборок, то к ним и отношение становится скептическим. А жаль! Песни-то хорошие.