Войти в почту

Главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов: Учителя и наставники - проводники в новые для нас миры

В День учителя, 5 октября, со сцены Государственного Кремлевского дворца по традиции прозвучит имя победителя конкурса "Учитель года России". Это профессиональное состязание проводится 34-й раз, вовлекая в свою орбиту все новых участников. За право поднять над головой главный приз конкурса - Большого хрустального пеликана - в этом сезоне боролись представители 89 регионов страны, а также педагог одной из заграншкол МИДа России.

Главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов: Учителя и наставники - проводники в новые для нас миры
© Российская Газета

Как правило, жизнь победителя сильно меняется. Он становится публичной фигурой и желанным гостем на мероприятиях по всей стране - от встреч с официальными лицами до выступлений на крупных площадках и участия в телевизионных проектах. По сути, ему предстоит выступать от имени всего учительства, в том числе рассказывая о чаяниях и проблемах, выдвигая инициативы и предлагая решения.

Как здорово, что в свое время "Учительская газета" затеяла такой диалог с читателями - а нужен ли учителям профессиональный конкурс? И если да, то каким он должен быть? Получив несколько мешков писем, стали формировать положение о проведении конкурса, а главный редактор издания того времени Геннадий Селезнев дал инициативе мощный политический старт - с первым победителем конкурса встретился Михаил Горбачев. Красивая традиция закрепилась. Глава государства принимает участников "Учителя года", обсуждая насущные проблемы сферы образования и науки.

Текущий год для конкурса особенный, ведь он проходит в Год педагога и наставника. Да и в целом вся система образования нашей страны совершает серьезный поворот. Прошла увлеченность международными сравнительными исследованиями и нашим местом в них. Ее сменила твердая убежденность, что мы пойдем своим путем, черпая вдохновение и силы в наследии великих предшественников. Не отказываясь от технологий и лучшего опыта, которые может предложить мир, мы подошли, а может быть, вернулись к строительству суверенной системы образования.

Наш редакционный проект - экспертная дискуссия о возможностях и способах интеграции наследия отечественных педагогов разных исторических периодов в современный образовательный процесс, вылилась в организацию на полях конкурса панельной дискуссии с участием ректоров ведущих педагогических вузов. Мы назвали ее "Ренессанс отечественной педагогики: современные педагогические технологии на многолетнем фундаменте", обсудив преемственность отечественных образовательных традиций. Так вот, сошлись во мнении, что происходящее в современной научной педагогике и образовательной политике - именно ренессанс.

Не случайно проведение тематического года приурочено к годовщине со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, чьи работы отвечают на все самые актуальные вопросы - от миссии наставника и педагога до особенностей воспитательной деятельности. Многое из его трудов должно лечь в основу работы школ, детско-юношеских объединений, общественных организаций. Хорошую службу в формировании новых смыслов может сыграть и без малого вековой архив "Учительской газеты". Перелистывая подшивки газеты, поражаешься актуальности многих материалов - убирай дату и фамилию известного автора, кажется, будто написано вчера, а может быть, и сегодня. Созданная в 1924 году для того, чтобы, как сформулировала Надежда Крупская, "сделать слышнее голос учительства", наша газета прошла вместе со страной весь драматический XX век, не прерывая выпусков даже в годы Великой Отечественной войны, когда редакция была эвакуирована из Москвы. Не потеряла своего лица и в первые десятилетия строительства новой России.

Учителя и наставники - проводники в новые для нас миры. Как писал в одном из своих известных стихотворений Расул Гамзатов, столетие со дня рождения которого мы недавно отмечали, "не холодный картон я к груди прижимал, а весь мир, уместившийся в глобусе этом".

Пусть же эти проводники будут счастливы и никогда не жалеют о выбранном профессиональном пути.