Войти в почту

Цена обучения в уральских вузах выросла на 4-15 процентов

В новом учебном году уральские вузы подняли цены на платное обучение - где-то весьма существенно. Что влияет на ценообразование: запросы работодателей, престиж специальности среди абитуриентов или инфляция, выяснял корреспондент "РГ".

Цена обучения в уральских вузах выросла на 4-15 процентов
© Российская Газета

Тройняшки Елизавета, Анна и Софья Лошаковы - первокурсницы. Все сестры поступили в Уральский государственный горный университет, но каждая выбрала свое направление: "экономика", "менеджмент", "управление персоналом". Полная стоимость обучения - 130 тысяч рублей в год, и в семейном бюджете такая сумма, умноженная на три, пробила бы ощутимую брешь. Но платить Лошаковы будут лишь половину: руководство вуза предоставило многодетной семье 50-процентную скидку.

Конечно, этот случай исключительный, в основном цены только растут. Но у каждого вуза своя политика и правила, хотя есть и базовые принципы ценообразования, объясняют в Горном университете.

- По отношению к прошлому году стоимость обучения увеличится на 4,5 процента. Но наш вуз старается предоставить скидки студентам, в первую очередь высокобалльникам. Например, по направлению бакалавриата "информатика и вычислительная техника" стоимость очного обучения составляет 150 тысяч рублей в год, а с максимальной скидкой - 120 тысяч, - говорит проректор УГГУ Сергей Упоров.

Он пояснил, что нормативный перечень затрат, которые заложены в стоимость обучения, включает 17 пунктов, основной из них (85 процентов общей суммы) - фонд оплаты труда, включая НДФЛ. Эксперт утверждает, что все вузы УрФО придерживаются усредненных показателей, при которых заработная плата профессорско-преподавательского состава должна быть не менее 200 процентов средней зарплаты по региону, а у преподавателей СПО - 100 процентов.

Вуз старается улучшать условия для студентов, поэтому подросли расходы на содержание имущественного комплекса

- Например, в Свердловской области средняя зарплата профессора - 51 665 рублей, в Курганской - 39 836, в Тюменской - 56 341 рубль. Поэтому понятно, что и цена обучения на смежных специальностях в разных вузах будет отличаться. На нее влияют не только региональные коэффициенты, но и форма обучения. Например, по очно-заочной коэффициент 0,25 процента к базовым затратам, а по очной форме - 0,1, - пояснил Сергей Упоров.

Менее существенные составляющие стоимости сгруппированы по категориям. Так, три процента - это затраты на организацию культмассовых мероприятий и спортивно-оздоровительную работу, восемь - коммунальные платежи, освещение, связь и интернет, а литература, канцтовары, всевозможные расходники для практической работы студентов - еще четыре процента.

Тем не менее Сергей Упоров считает, что инвестиции в образование окупятся в короткий срок. Скажем, сегодня в промышленности очень большой дефицит инженерных кадров, работодатели готовы предложить выпускникам нормальную зарплату, а уже через 5-7 лет у них есть все шансы занять следующую ступень карьерной лестницы.

Во многих вузах предпочли не комментировать повышение цен. На самом деле индексация бывает у всех и ежегодно, когда становится понятным размер годовой инфляции. Но не только она влияет на итоговые цифры. В Уральском институте управления - филиале РАНХиГС пояснили, что сумма в контракте, заключаемом студентом с образовательной организацией, не может быть меньше бюджетной субсидии. Стоимость договора устанавливает центральный кампус академии в Москве. На 2023-2024 учебный год для очной формы бакалавриата по направлению "юриспруденция" это 200,6 тысячи рублей в год, "экономика" и "государственное и муниципальное управление" - 211 тысяч.

- Цена контракта увеличивается как минимум на коэффициент инфляции, но мы видим, что в этом году она разогналась достаточно существенно: по сравнению с прошлым годом - на 15 процентов. В институт подано почти 9000 заявлений, 7800 из них - в бакалавриат и специалитет, около тысячи - в магистратуру. Итог подведем в октябре. Интересно, что к нам приезжают поступать ребята из Читы, Хабаровска, Владивостока, - сообщил замдиректора института Александр Яшин.

В Уральском государственном юридическом университете имени Яковлева стоимость образовательных услуг нынче увеличилась на 10 процентов, но только для первокурсников. Для студентов, продолжающих обучение, цена проиндексирована на 5,5 процента. В ректорате пояснили, что стоимость финансового обеспечения образовательных услуг, выполняемых университетом по госзаданию, увеличилась по сравнению с 2022 годом на восемь процентов. Также вуз старается каждый год улучшать условия для студентов, поэтому подросли расходы на содержание имущественного комплекса, в том числе на коммунальные услуги, расходы на приобретение оборудования для учебного процесса, на оплату услуг связи. В вузе отметили, что цена обучения в УрГЮУ не повышалась предыдущие четыре года, при этом только инфляция за этот период составила не менее 16 процентов.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете рост стоимости образовательных услуг минимальный - около трех процентов. Цены здесь, пожалуй, чуть ниже, чем в большинстве вузов Екатеринбурга, к примеру, минимальная стоимость на очной форме по направлению "психология" - 136 200 рублей, на заочной (с применением дистанционных технологий) - 49 тысяч рублей в год.

- Стоимость обучения стабильно растет на востребованные образовательные программы "психология образования", "экономика и управление", "информационные системы и технологии", - говорит исполняющий обязанности ректора РГППУ Валерий Дубицкий.

По его словам, на ценообразовании сказывается необходимость использовать в процессе обучения специальную материально-техническую базу, количество преподавателей, имеющих научную степень и много других факторов.

Комментарий

Ольга Козлова, руководитель центра исследований социоэкономической динамики Института экономики УрО РАН:

- Проблемы в сфере образования начали формироваться еще в начале 1990-х в результате кризиса всей российской экономической системы. Произошло разрушение начального и среднего профтехобразования, сформировался дисбаланс в высшем, когда основная масса выпускников ринулась получать экономическое, управленческое, юридическое образование, престижность которого резко возросла. При недостаточном финансировании этой сферы государством появилось множество коммерческих предложений сомнительного качества. В итоге при жестком дефиците квалифицированных инженерных и рабочих кадров появилось много экономистов, юристов, управленцев. Эти кадры нужны, но не в таком количестве и качестве.Однако стоит отметить и позитивные процессы. Во-первых, к власти приходит понимание, что необходима своя система образования, а не западная. Во-вторых, крупный бизнес подключается к целевой подготовке нужных им специалистов, в-третьих, в рамках нацпроекта "Образование" появилось множество направлений по привлечению молодежи к техническим видам образования. Но не все, конечно, так радужно. Растет и без того высокая плата. Особенно тревожит повышение доли и уровня платности обучения социально значимым специальностям, прежде всего в сфере здравоохранения. Сейчас идет перераспределение бюджетных мест в пользу приоритетных направлений научно-технического развития. Но вполне возможно, что через какое-то время мы будем ощущать острую нехватку уже специалистов-гуманитариев.