Войти в почту

155 лет назад состоялась экспедиция Северцова по изучению Тань-Шаня

В 2023 году исполняется 155 лет экспедиции российского географа и зоолога Николая Алексеевича Северцова по изучению Тянь-Шаня и 150 лет с момента издания его книги "Путешествия по Туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня", которая с тех пор несколько раз переиздавалась и до сих пор остается важным источником информации о Центральной Азии.

155 лет назад состоялась экспедиция Северцова по изучению Тань-Шаня
© Российская Газета

Выбор жизненного пути

С детства Николая Северцова привлекали природа и путешествия. Он родился в Воронежской губернии в многодетной семье офицера-участника Отечественной войны 1812 года. По воле отца его ждала военная карьера, но Николай выбрал себе другой жизненный путь.

Позже он писал: "В 1845 году, еще почти мальчиком, я познакомился с известным и неутомимым исследователем Средней Азии Григорием Силычем Карелиным, только что вернувшимся из Семиречья, и был увлечен его рассказами о тамошней богатой, оригинальной природе, с резкими контрастами пустынь и роскошной растительности, знойных низин и снеговых хребтов, летнего жара и зимнего мороза. С тех пор Средняя Азия сделалась научной целью моей жизни, а по известной книге Гумбольдта я в Средней Азии нашел заветную часть: таинственный Тянь-Шань..."

Николай Северцов стал главным продолжателем начатого Петром Семеновым-Тян-Шанским комплексного научного изучения Западного и Центрального Тянь-Шаня. С Петром Петровичем его, кроме науки, сближали многолетняя дружба и родство - мама Николая Северцова происходила из рода Семеновых.

На тропах Центральной Азии

Благодаря поддержке Императорского русского географического общества Николай Северцов организовал и совершил семь научных экспедиций по разным территориям Средней Азии. В их числе были и поездки на Тянь-Шань и Памир. Всего на изучение нашего региона ученый потратил 23 года своей жизни.

Экспедиции Николая Северцова часто проходили в тяжелых и опасных для жизни условиях. Как-то его группу атаковали кокандские воины. Северцова чуть не убили, он находился в плену у кокандцев в течение 31 дня. Но даже в такой ситуации ученый продолжал внимательно наблюдать за окружающим миром и после освобождения описал все им увиденное. Таким образом был составлен подробный рассказ о Туркестане, одном из самых значимых для мусульман Средней Азии городов, который в то время был закрыт для европейцев.

Самое дальнее из всех путешествий на Тянь-Шань Николай Северцов осуществил в период с 14 сентября по 31 октября 1867 года. Из крепости Верное через Асы, Санташ, Иссык-Куль, ущелье Барскоон он с небольшой группой спутников проник в верховья Нарына и прошел через Ат-Башы в долину реки Аксай. В обратный же путь путешественник проследовал через Ат-Башы, Нарын, Оттук, Каракоджур, Кочкор и Боом в укрепление Токмак.

В ходе экспедиций Николай Северцов показал себя хорошим охотником. Он писал: "Улар есть не что иное, как колоссальная куропатка объемом тела не менее глухаря, весом, судя по добытым мною экземплярам, в 10-15 фунтов, а, по словам господина Карелина, в семиреченском Алатау и до 30 фунтов... Живет улар исключительно на высотах, выше предела леса, по крутым травянистым склонам, с зарослями стелющегося можжевельника... Мясо улара было нежно и превосходного вкуса; он считается лучшей дичью семиреченского края, лучше фазана. Но охота за ним нелегка, он утомляет охотника, бегая в гору по крутым склонам и постоянно вне ружейного выстрела. Стреляют его пулей из винтовки, а дробью только когда удается поднять его из можжевельника, где он, спрятавшись как куропатка, подпускает близко. Полет его весьма тяжел, шумен и короток при малых крыльях и грузном теле, но бегает улар резво и неутомимо".

В своей книге исследователь, в том числе, первым системно описал природу Средней Азии. Фото: rgnp.ru

Главными плодами путешествий Николая Северцова по региону стали зоологические исследования, но не менее важны для развития науки его географические, геологические и ботанические наблюдения. Им была собрана коллекция птиц в 12 тысяч экземпляров.

Он первым системно описал природу Средней Азии. При этом Николай Северцов оставил интересные этнографические зарисовки. Например, описание жизни кыргызов и тяжелого положения кыргызской женщины.

В Средней Азии он подружился с художником Василием Верещагиным. В результате их сотрудничества на Туркестанской выставке, устроенной в 1869 году в Санкт-Петербурге, Василий Верещагин в одном из трех залов представил публике свои произведения, а в двух других расположил зоологические коллекции Северцова, геологические сборы из Средней Азии горного инженера Татаринова, собранные другими участниками туркестанских походов украшения, бытовые предметы, образцы изделий среднеазиатских ремесленников и оружия.

Признание заслуг

За свои комплексные исследования региона, включая Тянь-Шань и Памир, исследователь вошел в плеяду крупнейших первопроходцев России второй половины XIX века. Он был избран членом нескольких ученых обществ, включая Императорское русское географическое общество (ИРГО). Также в 1878 году Николая Северцова наградили золотой медалью имени Ф.П. Литке с формулировкой "за исследования Тянь-Шаня".

Имя Николая Северцова носят горный пик на Памиро-Алае, ледники на Памире и в Заилийском Ала-Тау. В его честь был назван ряд животных - тушканчик, рябчик, темная мышовка.

Скромный герой

Петр Семенов-Тян-Шанский в предисловии к первому изданию книги Николая Северцова написал: "Ободренный успехами своих географических исследований и открытий, Н.А. Северцов в 1867 и 1868 годах при помощи Императорского русского географического общества проник в самую внутренность Тянь-Шанской системы, а именно на реки Нарын, Атпашу и Аксай, то есть самую верхнюю часть речной системы Сыр-Дарьи, преследуя со свойственными ему мужеством и настойчивостью свои цели и пролагая путь для географических, геологических и зоографических исследований в местности, до тех пор вовсе недоступной таким исследованиям.

Нам остается пожелать, чтобы настоящее издание было встречено с тем живым сочувствием и одобрением, на которое имеют столь неоспоримые права первые шаги доблестных пионеров географической науки в странах неведомых и в течение стольких веков не поддававшихся научным исследованиям".

Российский востоковед и туркестанский чиновник Николай Аристов так оценивал путешественника: "Превосходный наблюдатель, Н.А. Северцов обладал даром увлекательного, без ущерба верности и точности, изложения, а потому преждевременная трагическая смерть его лишила науку и географическую литературу весьма ценного деятеля, не успевшего закончить своих трудов по описанию и изданию своих путешествий и исследований".

Кстати

Николай Северцов был свидетелем и участником ведения дипломатических переговоров российских властей с известным и влиятельным сарыбагышским манапом Уметаалы Ормоном уулу, старшим сыном Ормон-хана, о возвращении его в российское подданство и принимал его в лагере своей экспедиции в долине реки Оттук в Нарыне в октябре 1867-го.