Войти в почту

Удивительная жизнь Вальтраут Шелике – советской немки, подруги дочери Сталина, историка

История о верности идеалам и чудесном спасении. Как дочь Сталина помогла своей подруге детства – в репортаже корреспондента «МИР 24» Александры Мучкиной.

22 июля 1941 года. Ровно через месяц после начала войны на Москву сбрасывают 10 тысяч бомб. За сутки до первой бомбежки из столицы эвакуируют сотни детей сотрудников Коминтерна. Англичане, французы, испанцы, немцы. Среди них 14-летняя Вальтраут Шелике.

«Военное лихолетье прошло через меня так же, как через тысячи московских школьников, с одной маленькой разницей, что на мне была еще и отметина «немка». Я была немкой в России, в войне, которую начали немцы в Германии», – писала Вальтраут Шелике в своем дневнике.

Она родилась в Берлине в январе 1927-го. Мать – одна из первых членов компартии Германии, отец – основатель издательства Коминтерна. После прихода к власти Гитлера, отца лишают гражданства за антифашистскую пропаганду. Семья вынуждена бежать. В Москву. К советским товарищам.

«Я, наверное бы, выделила в этом смысле один счастливый день. День в мае 1940 года, который я в «Дневнике шестиклассницы» отметила так: «Читайте! Завидуйте! Я гражданин Советского Союза»! Вот в этот день мои родители и я получили советское гражданство», – рассказывала Вальтраут Шелике.

До войны Шелике училась в московской школе вместе с детьми советской номенклатуры. Среди одноклассников – Светлана Аллилуева, дочь вождя народов. Уже в университетские годы она спасла немецкую подругу. Вальтраут хотели отчислить за излишнюю прямолинейность в общении с преподавателями. После смерти Сталина Шелике не раз травили за эту дружбу.

Лесной курорт – это дом отдыха Горьковского автозавода. Там вдали от родителей Вальтраут Шелике провела всю войну. В дневниках рассказывала, как ходила в школу за семь километров, как работала в полях, чтобы послать урожай на фронт, как стирала в проруби и ставила театральные пьесы.

«Мы все время были заняты, на безделье и скуку не было времени. И наши мальчики даже не курили. А самое главное, в голодном своем отрочестве мы не стали жадными. Иногда кое-кому выпадало большое счастье – посылка-оказия из дому. Все вкусности немедленно поступали в общий котел для всех обитателей комнаты. Без доброты друг к другу мы бы не выжили, психологически не выжили бы», – писала Шелике в своем дневнике.

Она вернулась в Лесной курорт 40 лет спустя вместе с кыргызским кинорежиссером Замиром Эралиевым. В 1984 году ему предложили снять фильм о Вальтраут Шелике.

«Я ей позвонил и сказал: здравствуйте, я Замир! Она отреагировала молниеносно и сказала, я тоже за мир», – вспоминает режиссер Замир Эралиев.

В итоге получился документальный фильм о жизни советской немки. Уже после войны она не стала вместе с родителями возвращаться на историческую родину, окончила истфак МГУ и по распределению попала во Фрунзе. В кыргызских вузах преподавала новейшую историю и изучала труды Маркса, в отличие от других советских исследователей, на языке оригинала. Строгая, европейского стиля женщина, просила называть ее не Вальтраут Фрицевна, а коротко – «Травка».

«Каждый университет делается профессурой, лекторами, которые читают лекции. Это должно быть настоящее знание, преподаватель должен как пламя гореть. Такие люди с настоящим образованием фундаментировали, делали эти университеты. Травка была одной из них», – говорит экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева.

«У нас был очень сильный преподавательский состав, они заложили не только знания, но и какие-то важные, морально-нравственные ценности».

Директор филиала телерадиокомпании «Мир» в Кыргызстане Динара Суймалиева – ученица Вальтраут Фрицевны. Вспоминает, как студенты сбегали с лекций других преподавателей, чтобы попасть к Шелике.

«Было такое ощущение, что мы смотрим кино. Она читала лекции, например, о Наполеоне, она так рассказывала, будто она была сама свидетелем, будто она лично знала Наполеона, поэтому мы слушали ее как аудиокнигу», – говорит Динара Суймалиева.

Историей Вальтраут занялась потому, что всегда хотела понять: почему немецкий народ допустил к власти Гитлера?

«Она нам говорила – фашизм не имеет национальности. Фашизм – вещь, которая может появиться очень незаметно. Трагедия германского народа состоит именно в том, что люди даже не заметили, как фашизм пришел к власти. Она пыталась нас учить тому, что нельзя вешать ярлыки на целые нации и этносы. Она пыталась освободить наше сознание от штампов и клише», – рассказывает директор национального филиала МТРК «Ми» в Кыргызстане Динара Суймалиева.

Перед распадом Союза Вальтраут Фрицевна перебралась в Москву. Писала для немецкоязычного журнала. В свободное время разводила цветы на даче и продолжала изучать труды Маркса.

«Она с большим удовольствием ушла на пенсию, сказав: «Теперь я могу делать то, что я хочу!» Для нее последние годы ее жизни был Маркс, потому что она знала в совершенстве немецкий и русский, и она понимала, где из-за перевода на другой язык, пострадал смысл или возникла интерпретация, которая была прямо противоположна тому, что было задумано автором здесь и тогда», – отмечает сын Вальтраут Шелике.

В республике остался один из ее троих сыновей. Игорь Шелике вместе с женой немкой Карлой-Марией открыли в 1984 году первый в стране реабилитационный центр для детей с физическими и умственными отклонениями.

До 80-й годовщины начала Великой Отечественной Вальтраут Шелике не дожила совсем немного. Она умерла 14 мая этого года. Память о ней останется сразу в трех странах – России, Германии и Кыргызстане.