Войти в почту

Экологическая экспертиза проследит за выловом сельди и крабов

Документы, определяющие общий допустимый улов водных ресурсов, подлежат экологической экспертизе. Общественные обсуждения, являющиеся обязательной частью процедуры, могут проходить не только очно, но и дистанционно. Их предлагают проводить параллельно с экологическим исследованием. Такие нормы содержит законопроект о совершенствовании государственной экологической экспертизы. Документ приняли в первом чтении на пленарном заседании Госдумы 28 сентября.

Экологическая экспертиза проследит за выловом сельди и крабов
© Парламентская газета

Обсуждения параллельно с исследованиями

Объемный законопроект предполагает внесение изменений сразу в несколько законов: об экологической экспертизе, об окружающей среде, об общих принципах самоуправления, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне.

Документ уточняет перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе. Так, например, документы, определяющие общий допустимый улов водных биологических ресурсов, подлежат экоанализу.

Напомним, что это научно обоснованная величина годовой добычи водных биоресурсов конкретного вида, установленная с учетом его особенностей. Эту величину, а также перечень видов морских обитателей определяет Росрыболовство и утверждает Минсельхоз для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Так, в этом году в перечень входят, например, сельдь-черноспинка, осетр русский, лосось атлантический, а также креветки, крабы, раки. 

Кроме того, законопроект ограничивает случаи, когда требуется повторная экоэкспертиза. Проводить ее нужно, только если существенно увеличивается воздействие того или иного объекта на окружающую среду.

Публичные слушания, обязательные при проведении экспертизы, законопроект предлагает проводить как очно, так и дистанционно, через портал госуслуг. При этом общественные обсуждения и экоисследование могут проходить параллельно, что сократит сроки процедуры. Итоги публичных слушаний — мнение общественности — необходимо предоставить за 20 дней до окончания экоанализа.

Инициатива дает возможность устранить замечания экспертизы и внести изменения в документы объекта. Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней до завершения исследования.

Сегодня процедуры, связанные с экоэкспертизой, достаточно длительные, законопроект позволит их сократить, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган: «Первое — за счет введения случаев, в которых проведение повторной экологической экспертизы не требуется. Безусловно, речь идет о ситуациях, когда воздействие на окружающую среду не увеличивается. Второе — за счет возможности параллельно проводить общественные обсуждения и экспертизу. При этом роль общественных обсуждений не уменьшится, все замечания учтут. Третье — за счет возможности в процессе проведения процедуры вносить изменения в документацию».

Парламентарий подчеркнул, что качество экспертизы при этом не ухудшится.

Предупредить токсичное воздействие на экологию

Государственная экологическая экспертиза — это проверка документов организаций, которая помогает оценить соблюдение экологических требований. Ее проводит Росприроднадзор. Главная цель исследования — предупредить токсичное воздействие на окружающую среду.

Экспертизу проводят, например, на промышленных и оборонных предприятия, заводах, утилизирующих твердые отходы, складах горюче-смазочных материалов.

Росприроднадзор оценивает категорию риска предприятия по специальной системе. От этого зависит частота проверок. Максимальный срок действия экспертизы — 5 лет.

Этапы проведения включают:

подготовку материалов по объекту и оценке воздействия на окружающую среду; проведение общественных слушаний по экологической экспертизе; подача документов в Росприроднадзор; оплата счета; получение заключения.