Войти в почту

Конкуренция за Abrams: в США боятся, что, помогая Украине, упускают Тайвань

$19 млрд — на эту сумму власти Тайваня заказали оружия у США, но не смогли получить его в срок. Противотанковые ракетные комплексы Javelin, переносные зенитные ракетные комплексы Stinger и танки Abrams — в американском сенате опасаются, что, передав их Украине, лишили своего восточноазиатского союзника — не признанный международным сообществом сепаратистский тайваньский режим — возможности обороняться. Государственному департаменту приходится давать объяснения.

Конкуренция за Abrams: в США боятся, что, помогая Украине, упускают Тайвань
© ТАСС

Как это — очередь?

Сенатор-республиканец от штата Миссури Джош Хоули в первых рядах тех, кто хотел бы их услышать. В декабре 2022 года он направил запрос по адресу госсекретаря Энтони Блинкена с официальным требованием разъяснений. "Вы отдаете предпочтение Украине над нашими жизненными интересами в Азии. Занимаете позицию, защитить которую невозможно. <…> Я пишу с беспокойством под воздействием сообщений, что передача оружия Украине мешает предотвратить азиатскую войну путем поставок оружия Тайваню, которое тот мог бы использовать, чтобы сдержать Китай", — аргументирует Хоули.

Озабоченность сенатора отражает точку зрения, популярную в среде республиканцев. Островная география Тайваня, рассуждают они, несовместима с поставками вооружений непосредственно по ходу конфликта, поэтому требует безотлагательных превентивных действий. В частности, американские правые хотели бы оснастить тайваньских противников Китая ракетными комплексами HIMARS, которые в наши дни уходят на Украину. Общий баланс военных поставок не устраивает и Госдеп: Тайвань заказал оружия на $49 млрд, а получил за все время только на 30.

Побуждая Белый дом скорректировать курс, Хоули ссылается на экспертное заключение Комиссии по слежению за вопросами экономики и безопасности в американо-китайских отношениях. В ноябре 2022 года та в докладе Сенату сообщила, что "незапланированный расход существующих запасов вооружений на Украину и нарушения в цепочках поставок, вызванные пандемией, усугубили уже значительное отставание в передаче оружия Тайваню, подрывая его боеготовность". Информация поступила в распоряжение журналистов The Wall Street Journal — и те опубликовали статью "Усилия США по вооружению Тайваня и новый вызов: Украина". Поднявшуюся волну подхватил другой сенатор-республиканец — Джеймс Уэнс от Огайо. "К несчастью, мы не можем воевать с двумя противниками одновременно, — заявил он, — и если нам предстоит сражаться с китайцами — упаси боже, чтоб этого не вышло — в течение ближайших пусть 20, 30 лет, нам нужно сосредоточиться на том, что для нас действительно насущная проблема. И в моем понимании — это, конечно, Китай". В другом интервью Уэнс добавил: "Что меня беспокоит всерьез, так это то, что сосредоточенность на России идет у нас в ущерб вниманию к КНР".

Два дела одновременно

В администрации США не смогли выработать единого подхода к критике, доносящейся справа. Министр по военно-морским делам Карлос дель Торо косвенно признал ее правоту. "Что касается поставок оружия Украине... да, это всегда источник обеспокоенности для нас. Мы следим за этим очень, очень пристально. Не могу сказать, что мы уже достигли этой точки, но если конфликт продлится еще полгода, еще год, это продолжит держать в напряжении нашу цепочку поставок самым бросающим нам вызов образом", — сообщил он.

Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заявил, что задержки поставок Тайваню нельзя увязывать с Украиной, потому что "речь идет о совершенно иной практике передачи вооружений". В отличие от Киева, Тайбэй платит за все сам и оружие получает прямо с конвейера. ВСУ же пополняют свои резервы со складов американского Министерства обороны, включая сюда и списанные за ненадобностью образцы. Вывод Кирби: смешивать между собой два потока не следует.

Другой аргумент администрации Байдена — сравнительно-экономический. Задолженность американского ВПК по поставкам образовалась не вчера и еще до начала СВО достигала $14 млрд. В 2022-м она выросла на $ 5 млрд. Таким образом, рассуждают демократы, главная трудность для планов американцев — ограниченные размеры их ВПК, не справляющегося с поставками сразу для всех, а раз так, экономить на Украине не стоит и лучше наращивать общие траты.

Сенатора Хоули, приватно ознакомленного с этой аргументацией, она не устроила. Если и Тайвань, и Украина нуждаются в одном и том же вооружении, то Тайвань должен получить его в первую очередь, потребовал республиканец.

Испытание временем

Продолжение боевых действий на Украине ощутимо ослабляет позиции Госдепартамента по тайваньским военным поставкам. И количество, и разнообразие вооружений, которые США передают Украине, растет. Это значит, что конкуренция между Киевом и Тайбэем становится все более прямой. По мере исчерпания складских резервов американцы приближаются к моменту, когда оснащение ВСУ будет означать передачу им недавно изготовленных образцов.

В частности, это касается танков М1А2, известных как Abrams. Несколько месяцев назад их приводили в пример как оружие, которое необходимо Тайваню, но не поставляется ВСУ. Положение изменилось, и за эту технику теперь конкурируют обе стороны. Но производитель у нее один: завод в городе Лима штата Огайо, принявший загодя заказы для Тайваня и Польши. Кому в итоге направятся спускаемые сейчас с конвейера машины — сепаратистам или ВСУ, — доподлинно неизвестно.

Такое шаткое положение не устраивает тайваньское лобби в американской элите. Бывший сотрудник администрации Трампа Элбридж Колби называет поставки Украине "отвлечением от нашего четко обозначенного приоритета: Азии, Китая и Тайваня", что "можно отрицать, но заплатить за это отрицание все равно придется". А действующий политик, председатель комитета Палаты представителей по Китаю Майкл Галлахер предлагает скорректировать курс, не дожидаясь последствий, немедленно. Из Тайваня народный избранник вернулся с убеждением, что "вооружать его до зубов нужно было еще вчера".

Тем более что с острова постоянно доносятся встревоженные призывы — как недавний от министра иностранных дел сепаратистов Джозефа У, спрогнозировавшего боевые действия с КНР уже в 2027 году. Бывший госсекретарь Майкл Помпео допускает еще более пугающие сроки — 2024–2025 годы. И того же мнения придерживается генерал от авиации Майкл Минихэн — 2025 год.

Тайваньский узел

Если наступит момент, когда США придется выбирать между Украиной и Тайванем, аргументов в пользу островных сепаратистов будет предъявлено множество. Возникший в 1949 году местный режим создавался силами проигравшей гражданскую войну в Китае националистической партии Гоминьдан. Вопреки очевидному, до 1979 года Вашингтон признавал именно эту силу законными представителями народа Китая. Когда отношения с Пекином с запозданием наладили, рвать с тайваньцами американцы все равно не стали. Президент Картер подписал (а начинавший карьеру Байден поддержал своим голосом в Конгрессе) Закон об отношениях с Тайванем, сохраняющий силу до сих пор. В текст включена двусмысленная формулировка, обязывающая американцев мешать свержению сепаратистских властей силой, хотя и не предписывающая способов для достижения этой цели.

За десятилетия тесных отношений США оказали помощь Тайбэю, в котором нашли выгодного экономического партнера. На сегодня непризнанный регион занимает 10-е место по торговым обменам с Вашингтоном, оставляя далеко позади Украину и большинство стран Европы. Полупроводники и чипы, изготавливаемые на Тайване, удерживают большую (до трех четвертей) часть международного рынка. На этом основании сторонники защиты сепаратистов утверждают, что без отлаженного сотрудничества с островом американцам не обойтись.

Действительность более прозаична. В рамках усилий по возвращению индустриальных предприятий в США администрация Байдена добилась выделения $52 млрд на программу, побуждающую американских производителей изготавливать чипы и полупроводники у себя дома. И хотя об успехах этой кампании говорить преждевременно, допустить, что США заранее создают резервы на случай потери Тайваня, вполне естественно.

Игорь Гашков