В Оренбуржье решили усыплять бездомных собак из-за экстраординарной ситуации
На семи территориях Оренбуржья введен режим экстраординарной ситуации из-за засилья стай бродячих собак. Действовать он будет три месяца, в течение которых всех отловленных и невостребованных особей - включая тех, что ранее были чипированы, - ждет усыпление. Это первый подобный опыт в стране после вступления в силу федерального закона N 498, известного как "закон об ОСВВ" (метод регуляции количества безнадзорных животных по схеме "отлов - стерилизация - вакцинация - возврат").
Спецрежим ввели в Орске, Соль-Илецке, Акбулакском и Пономаревском районах, Новотроицке, Бугуруслане и Бузулуке. О масштабах проблемы красноречиво говорят цифры. Так, в прошлом году в Орске с населением менее 200 000 человек обитало порядка 5000 бездомных псов. После наводнения, охватившего город нынешней весной, их стало меньше - сотрудники ветслужбы захоронили более 500 трупов утонувших животных. Однако сегодня численность стай и статистика нападений на людей вновь продолжают расти. В целом же по области насчитывается около 20 000 безнадзорных дворняг.
- Только в третьем квартале в горбольницу Орска поступили 130 покусанных собаками горожан, - пояснил замначальника управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта мэрии Андрей Овсянюк.
Местные власти надеются, что спецрежим поможет сократить количество уличных животных до наступления февраля и марта - периода, когда у собак начнется гон и они станут более агрессивными.
Острая ситуация с бродячими собаками не только в Оренбуржье. Во многих регионах система ОСВВ привела к резкому росту числа собачьих стай на улицах, хотя расходы на отлов увеличились в несколько раз. По оценкам специалистов, для того чтобы поголовье сокращалось, на территории населенного пункта необходимо одновременно стерилизовать около 80 процентов бесхозных Жучек. А это просто нереальная задача.
Поэтому после череды резонансных трагедий с гибелью людей в результате нападения бродячих псов в субъектах страны начали принимать законы, предусматривающие возможность усыпления безнадзорных животных. Но они, к сожалению, впоследствии по искам зоозащиты были признаны не соответствующими федеральному законодательству, которое разрешает усыплять лишь особей, проявляющих немотивированную агрессию. А практически любое нападение собак на человека можно признать мотивированным: ведь зачастую стая таким образом защищает кормовую базу или территорию, которую считает своей. В итоге ни один из региональных законов об эвтаназии уличных псов по сути так и не заработал.
Численность стай и статистика нападений на людей в Оренбургской области продолжают расти. Сегодня насчитывается около 20 000 бродячих псов
Чтобы этого не произошло, оренбуржские депутаты стали руководствоваться постановлением Конституционного суда РФ, в котором говорится, что эвтаназия может быть обусловлена экстраординарной ситуацией на территории субъекта - в связи с опасностью для граждан от нападений бездомных животных. Они поручили региональному минсельхозу разработать специальные критерии для введения режима экстраординарной ситуации и дали муниципалитетам возможность временно его вводить на своих территориях для борьбы с бродячими собаками. Во всех остальных случаях на территории области продолжает действовать система ОСВВ.
ЗА
Иван Кочугуров, депутат Заксобрания Оренбургской области:
- Честно говоря, я люблю животных. Но когда они представляют угрозу для людей, то между человеком и собакой я выберу человека. Зайдите в соцсети, сколько там трагедий после нападений собак на людей. И заметьте, с какой агрессией в комментариях некоторые так называемые зооактивисты набрасываются на потерпевших... Да что там интернет. Когда я стал объяснять этим людям суть закона, что он защищает безопасность наших детей, то мне ответили: "Эти маленькие "..." (не буду цитировать выражение, которым оппонент назвал малышей) сами виноваты, что их кусают. Они слишком громко пищат и тем самым травмируют психику собак, которые потом на них кидаются".
А оренбургская история Максима, растерзанного бродячей стаей, также за пределами добра и зла... После его гибели одна из таких активисток оклеветала мальчика - якобы он заслужил такую смерть, поскольку жестоко обращался со щенками и поплатился за это. Правда, в суде пошла на попятную и заявила, что "добросовестно заблуждалась" - поверила-де слухам.
"Собаки, считают некоторые, лучше людей!" Это их право. Пусть тогда содержат собак пожизненно, но - за свой счет. Главное - не выпускать их обратно на улицу.
По мнению ученых, бродячие собаки - стайные хищники. Если хищник голоден, ему все равно, кого есть. Так вот для меня важно, чтобы они не ели нас и наших детей. Поэтому считаю, что на сегодня альтернатив безвозвратному отлову нет. Никакие приюты для собак не помогут решить проблему бездомных псов. Да и люди не хотят, чтобы их налоги уходили на собак, эти деньги должны тратиться на детсадики, школы, дороги.
ПРОТИВ
Татьяна Романова, руководитель приюта для животных "Мы нашли вам друга":
- В сложившейся ситуации виноваты не зоозащитники: ведь законы пишем не мы. Если бы к разработке нормативного акта привлекли нас, собрав круглый стол, многих ошибок можно было бы избежать. Одной лишь системой ОСВВ, равно как и поголовным усыплением, проблему не решить. Нам всем нужно, чтобы собак не было на улицах. Но для этого есть разные пути. Если задать вопрос, как это сделать - убив животное либо пристроив его - то любой нормальный человек выберет второй вариант.
Мы предлагали свою программу: любой житель может забрать бездомыша, а государство обеспечивает питомцу бесплатную стерилизацию. Ведь в частном секторе многим требуются собаки, но люди не готовы выкладывать деньги за эту процедуру. Мы постепенно изымали бы животных с улиц, пристраивая их новым владельцам, - и это обходилось бы бюджету в 4000 рублей за каждую дворняжку, а не в 12 000, как работа по программе ОСВВ. За три года при финансовой и информационной поддержке властей можно было закрыть этот вопрос по области. На мой взгляд, корни проблемы - в отсутствии грамотной нормативной базы и нежелании чиновников взаимодействовать с волонтерами и приютами, которые готовы помочь.