За последние годы территория завода «Кристалл» сильно преобразилась. С тех пор как в 2013 году производство перевели отсюда в Подмосковье, пространство зажило новой жизнью. Сегодня это, похоже, главная галерея под открытым небом, куда можно прийти и в одном месте увидеть работы лучших художников, которые занимаются стрит-артом в Москве. «Мослента» поговорила с Мишей Most, Димой Аске и Сергеем Овсейкиным об их работах на «Кристалле» и других местах в городе, где на улицах можно увидеть современное искусство. Ниже — их монологи.
Про заводы, водку, веселье и возможность работать в Москве
Сергей Овсейкин
За последние несколько лет набрал обороты тренд по украшению промышленных объектов. И это происходит не только в Москве — очень многие заводы, которые раньше были закрытыми и консервативными, сейчас начинают открывать свои двери. Развивается промышленный туризм.
К росписи зданий и цехов привлекают художников. Такое было еще и в советское время. На большинстве заводов можно встретить мозаики, сделанные в СССР. Тогда практически все мастера входили в Союз художников, и на каждого было выделено два заказа, которые могли покрыть год его существования. Заводы были вынуждены привлекать к работе художников, для них это было обязательно.
Сейчас идет тот же тренд, только темы работ не такие патриотичные и коммунистические, как в советские времена. Почти все заводы считают нужным выделить стену, чтобы у них на территории появилось искусство.
История с «Кристаллом» — достаточно передовая. Первые муралы появились там нелегально лет 10-15 назад. На территории была галерея, которая привлекла известных художников, они многое там расписали.
Сейчас другой этап — новые работы появляются здесь легально, в результате конкурсного отбора. Когда я узнал об очередном таком конкурсе, подал заявку и выиграл со своим эскизом.
В работе на «Кристалле» я попытался собрать веселые сюжеты, которые в моем понимании могли бы происходить на заводе.
Когда мы говорим про «Кристалл», конечно, у всех в голове — водка. Для меня этот образ достаточно забавный потому что, как мне кажется, культ пьянства уже позади. И я изобразил завод, который производит бутылки водки, персонажей, которые там существуют, помещения, кристаллы. По цветам в основу всего легло сочетание синего с оранжевым, которое мне очень нравится.
Есть и другие арт-кластеры с граффити и муралами, но именно на «Кристалле» сейчас, наверное, отражена самая передовая московская стрит-арт сцена. Например, там до сих пор сохранилась работа Зума, которого уже нет на этом свете, и большинство его работ в Москве закрашены. А здесь ее можно видеть, и это очень ценно.
В целом же Москва достаточно стерильная. Здесь очень сложно заниматься стрит-артом. Потому что все очень быстро закрашивается, и коммунальные службы победили граффити уже давно.
В Москве происходит большой отбор. Но запросов на стрит-арт много: расписываются вокзалы, заводы. Здания отдаются нам, за это платят деньги. Можно работать уличным художником и никуда больше не идти. Учитывая, что зима у нас шесть-семь месяцев, работа сезонная. У меня лично 2024 год был самым продуктивным за 25-летнюю карьеру. Суммарно я покрасил 25 тысяч квадратных метров. Это больше, чем вся Красная площадь.
Про цеха с настроением и летающих андроидов
Миша Most
Работы на «Кристалле» теперь появляются в результате конкурса. Кураторами выступают люди, которые в паблик-арт проектах — посредники между заказчиками и художниками. В данном случае это была Сабина Чагина и ее организация «Сабстанция».
Я знал, что такое «Кристалл» — сидел там полгода. Лет шесть назад, когда пространство открылось, как новая площадка, у меня там была студия.
На моих глазах территория развивалась: сначала думали сделать там арт-кластер, потом решили просто перейти на сдачу в аренду. Там сидят фирмы, во многие из которых я ходил.
В прекрасном подвале есть огромный винтажный магазин типа секонд-хенда — под землей как будто целый блошиный рынок с одеждой и предметами интерьера.
Там я покупал остатки скульптурной мастерской, которые они распродавали.
Так что я знал, что это за место и что за стена, но все равно приехал, лишний раз на нее посмотрел.
В принципе, если брать работу с «Кристалла» — это обычная работа Миши Моста. Кристаллы и всякие многогранники я постоянно рисую. Плюс снизу присутствуют элементы фауны, биологии. И летящие андроиды — персонажи, которых я часто использую в своих работах.
Нормально, что художнику платят за это так же, как оплачивают работу крана, который внизу стоит, тебя двигает. Мы на эту вышку неделю лазили.
Заводские пространства я часто делал, есть набор расписанных мной реальных цехов, где собирают, например, электромобили, российский грузовик EVM. Они сидят на кластере «Москва» на юго-востоке. В их цехе финальной сборки есть огромная моя работа во всю стену. Или в Сколково — сидит компания «Сибур полимер», в экспериментальном цехе по переработке пластмасс — тоже моя работа.
«Это была просто сенсация!» В знаменитом московском монастыре нашли тайную комнату
И в Курске на заводе, где собирают современную электронику, мы с Овсейкиным делали разные цеха. В Выксе я делал огромную работу на внешней стене металлургического завода. На данный момент она самая большая в мире — ее площадь 10 000 квадратных метров. Казалось бы, что там? Цех. Но делаешь работу, и появляется душа у пространства, все уже понимают, что цех — тот, который с рисунком. Мимо идешь — он тебе настроение делает.
Люблю институты, сейчас договариваемся со вторым медом. И в Морозовской больнице много современного искусства, я там участвовал в проектах.
«Кристалл» — часть целой сети арт-кластеров на востоке Москвы. Тут и ArtPlay, и «Винзавод». На «Гамме» на «Электрозаводской», где делали краску, теперь сидят творческие личности, а производство вывезли в Рязань. Я видел это пространство раньше — теперь сюда как в другое место приходишь, настолько рисунки все изменили.
Про маршрут с настенными росписями
Дима Аске
Моя работа на «Кристалле» называется «Идентичность». Она — о сравнении образа человека в реальной жизни и в виртуальном пространстве. Я нарисовал ее в 2017 году в рамках одного из мероприятий под названием «Коробка». Мы на тот момент снимали помещения на «Кристалле». И я рад, что этот рисунок до сих пор сохранился.
Из тех работ, которые там есть, мне больше нравятся свежая роспись Алексея Луки и персонажи Вовы Нутка, которым уже несколько лет.
Думаю, что это хорошо — иметь в городе места, где можно увидеть произведения сразу нескольких художников. В этом районе, вообще говоря, можно составить целый маршрут с росписями. Нужно выйти из метро «Курская», рассмотреть со всех сторон «Атриум». По дороге к «Винзаводу» посмотреть групповой проект «Нетстен», затем рисунки на самом «Винзаводе» и вокруг него.
Далее сходить на ArtPlay и потом перейти Яузу и уже отправиться на «Кристалл».
Из других мест можно съездить в район Новая Трехгорка, там осталось много масштабных работ отечественных и иностранных художников с фестиваля «Городской морфогенез». И еще на «Савеловской» в районе «Станколита» есть росписи Алексея Луки, Константина Змогка, Вовы Нутка и Тимура Форка.