Войти в почту

Молодых уральцев вербуют загадочные проповедники: «Действуют хитрее, чем в 90-е»

Формула успеха из Псалтыри «В нашем русскоязычном пространстве живет такая идея, что верующий человек должен отказаться от успеха. Я хочу поговорить о том, что христианская вера не мешает человеку быть успешным, а, наоборот, делает этот успех благом и добром», – начинает свою речь благообразный оратор с бакенбардами. Афиши с рекламой встречи «Вера и успех» появились на автобусных остановках в начале апреля. Никаких выходных данных на плакатах не было – только QR-код со ссылкой на форму для регистрации. В ней оказался чуть более подробный анонс «уютного вечера в небольшом кругу людей с абсолютно разными взглядами на жизнь», но об организаторах тоже ничего не говорилось. Изначально встреча планировалась в конференц-зале крупного ТЦ, но внезапно ее перенесли в небольшой лофт на ВИЗе. Вечер собрал несколько десятков человек, практически все они – в возрасте до 30 лет. Судя по всему, большинство уже знакомы между собой. Почти все женщины одеты строго – в длинные юбки, мужчины в основном в джинсах. Оратор с бакенбардами – его представили как Артура из Башкирии – в жилете и брюках. «Библия связывает успех с предназначением человека. Человеку иногда кажется, что он успешен, если он чем-то занимается и у него получается. Но в Библии Бог-Творец говорит, что у человека есть определенное предназначение. Если он просто успешен в каком-то деле, Библия не назовет его успешным», – наставляет Артур. Проповедник пользуется современными сравнениями: Библия – это «инструкция Творца», Псалтырь – «отзывы на жизни по инструкции», первый псалом – «формула успеха», а радость – «индикатор правильного пути». В целом советы Артура довольно традиционны: предназначение человека – любить ближнего, для счастья нужно оградить себя от всего лишнего, а главный успех ждет нас в вечной жизни. В перерыве с новичком подходят знакомиться организаторы. На вопросы о религиозной принадлежности они отвечают максимально туманно: мол, мы евангельские христиане из разных церквей. Больше всего говорит круглолицый Тимофей: судя по всему, он здесь старше всех – ему лет 35–40. По его словам, он с детства воспитывался в протестантских кругах, но окончательно пришел к вере в 15 лет. От нейтральных вопросов он быстро переходит к эмоциональным восклицаниям, напоминающим телепроповедника из 1990-х: свое обращение он описывает как чудо, когда с его глаз спала пелена. Так же эмоционально он описывает и искупление людских грехов Иисусом. «Не имеет значения – православные, католики, баптисты, адвентисты. Отличия в деталях. Протестанты считают, что безгрешность в Библии, православие считает, что безгрешность в церкви, католики считают, что безгрешен папа. Но безгрешен только Бог. Главное, что он нас принимает», – убеждает Тимофей. После кофе-брейка Артур отвечает на вопросы из зала, несколько раз в дискуссию вступает и Тимофей. В частности, богослова из Башкирии спрашивают, почему он считает именно свою церковь истинно верной. «Я не говорю, что именно наша церковь верная. Верный – Иисус Христос. Церковь – это собрание верующих. Среди православных тоже есть люди, которые ищут Бога и находят Его. Я знаю людей, для которых истина открылась в православной церкви», – парирует он. Действительно, на лекции Артур практически не сравнивал разные конфессии – лишь отметил, что православие больше подходит для тех, кто согласен отречься от мира и предаться аскезе. «Один человек искал идеальную церковь, и ему сказали: «Если тебя в эту церковь примут, она перестанет быть идеальной», – шуткой закрывает проповедник дискуссию. Кто такие неопротестанты Кандидат философских наук, доцент УрФУ Ольга Фархитдинова относит организаторов встречи к пятидесятникам или неохаризматам. Эти разновидности евангелистов возникли в США только в прошлом веке, поэтому их причисляют к неопротестантам. Их особенность – наличие многочисленных церквей, которые не подчиняются друг другу, но при этом являются частью единого движения. Некоторые из них даже обходятся без пасторов. Именно для харизматов характерно внимание к категории успеха, отмечает Фархитдинова: они призывают не быть бедными, двигаться к цели, освобождаться от зависимости, находить внутренний баланс. «Неопротестанты всегда работали именно с молодым населением – как пятьдесят лет назад, так и сейчас. В конце 1990-х они были направлены на решение социальных проблем среди молодежи, сейчас они работают с более современными моделями поведения. Что актуально у определенной возрастной категории, то они и делают основанием для своих бесед», – объясняет философ их популярность у молодежи. В то же время Фархитдинова подчеркивает, что с начала 2000-х годов и традиционные конфессии начали актуализировать свои социальные концепции. Поэтому говорить о том, что неопротестанты более успешны в привлечении молодых, нельзя, полагает она. «Умелые и ловкие мальчики» Старший преподаватель православной семинарии Андрей Разин считает всплеск активности неопротестантов необычным. По его словам, в последние годы харизматические движения, гремевшие в 1990-е годы, «сидели тихонечко» и довольствовались той нишей, которую заняли ранее. Кроме того, проповедники вроде Артура ведут себя «хитрее и заманчивее», чем их предшественники, «оголтелость» которых многих отталкивала, признает Разин. Он отмечает, что Артур не злоупотребляет иноязычной терминологией, хотя и прибегает к обычным для этих движений сравнениям из практической жизни типа «инструкции». «Это рассудочные понятия, которые не принадлежат к классическому лексикону русского религиозного опыта», – говорит Разин. Православный богослов признает, что для части молодежи такая проповедь может быть привлекательнее. Но, уверен преподаватель семинарии, у РПЦ свой путь. «Мы не можем говорить таким языком, и, самое главное, перед церковью не стоит такой задачи. Вот католики провозгласили обновление жизни церкви, приняли, что она должна отвечать современному глобализованному миру. Ну и что, меньше стало уходить из католической церкви народу, больше стало приходить молодежи? Нет. Поэтому в том, что православную церковь Господь так закрыл, как бы законсервировал в советское время, может быть особый смысл», – спорит Разин. Несмотря на то, что Артур не высказывает открытой враждебности православию, наставник будущих священников считает его отзыв об РПЦ «лукавым». Разин настаивает, что вовсе не все православные отрекаются от мира. «У каждого своя мера. Сейчас пост идет, одному мера – водку не пить и колбасу не есть, а другому – даже сдобную булочку не есть. Бог каждого по своей мере судит», – полемизирует он. В целом православный богослов не стал однозначно высказываться об опасности «библейских встреч», но счел подозрительным, что их организаторы «шифруются» и не раскрывают свою конфессиональную принадлежность. «На самом деле они умелые и ловкие мальчики», – уверен Разин. Фото: unsplash.com; ФедералПресс / Александр Калинин

Молодых уральцев вербуют загадочные проповедники: «Действуют хитрее, чем в 90-е»
© РИА "ФедералПресс"