Войти в почту

Случайно сжег "Мертвые души" и уснул летаргическим сном. Разбираемся в мифах о Гоголе

Николай Гоголь — один из самых загадочных авторов в русской литературе. Его фигура начала обрастать легендами при жизни, но еще больше их появилось, когда писателя не стало. Гоголь часто сжигал свои письма и дневники, поэтому на некоторые вопросы у исследователей его творчества до сих пор нет ответов. Тем не менее остались воспоминания его современников, поэтому попробовать разобраться с самыми популярными стереотипами, мифами и предположениями об авторе "Ревизора" и "Ночи перед Рождеством" можно. Рассказываем, как "Мертвые души" оказались в огне, почему появились слухи о сумасшествии писателя и правда ли, что Гоголь впал в летаргический сон. 

Случайно сжег "Мертвые души" и уснул летаргическим сном. Разбираемся в мифах о Гоголе
© ТАСС

Болезненный модник

Худой, болезненно-бледный, со впалыми щеками, всегда в темной одежде и с узнаваемой прической, которую многие называют "каре", — таким в массовом сознании представляется Николай Гоголь. На самом деле писатель был среднего телосложения, возможно даже склонный к полноте. "Худощавым я его никогда не видела; лицо у него было круглое, и всегда у него был хороший цвет лица, я не видала его болезненно-бледным", — вспоминала его сестра Ольга. Да и на прижизненной фотографии Гоголь не выглядит изможденным. Фирменную прическу, которая на самом деле называлась à la moujik, писатель сделал в Италии, когда ему было около 30 лет. С одеждой он часто экспериментировал — например, под сюртук надевал разноцветные жилетки. Причем некоторые из них, как и воротнички, шил сам: по воспоминаниям современников, литератор любил заниматься рукоделием — вязанием и кройкой. 

А вот крепким здоровьем Гоголь действительно не отличался. Само его рождение матери далось с большим трудом — прежде она перенесла два выкидыша, и Николай был фактически вымоленным ребенком, выжившим и названным в честь святого чудотворца. В детстве Гоголь болел золотухой, скарлатиной, отитом, а затем на протяжении практически всей жизни жаловался на желудок и рассказывал, что он у него расположен "вверх ногами" — якобы так установил консилиум парижских врачей. Своих проблем со здоровьем литератор не стеснялся и даже любил поговорить о них. "Мы постоянно слышали, как он опи­сывает свои недуги; мы жили в его желудке", — вспоминала княжна Варвара Репнина лето 1838 года, когда литератор гостил у нее на даче. 

Автор сказки "Аленький цветочек" писатель Сергей Аксаков рассказывал, как в одну из первых встреч Гоголь сообщил ему, что неизлечимо болен: "Смотря на него изум­ленными и недоверчивыми глазами, потому что он казался здоровым, я спросил его: "Да чем же вы больны?" Он отвечал неопреде­ленно и ска­зал, что причина болезни его находится в кишках". Кроме того, своим знакомым Гоголь часто говорил, что из-за боли в желудке и других неприятных симптомов он может работать только стоя и не имеет аппетита. В то же время художник Федор Бруни, который познакомился с писателем в Италии, вспоминал, как тот "ел за четверых" макароны с сыром и соусами. По словам Александры Смирновой, фрейлины и приятельницы Гоголя, он умел готовить пасту, "как самый искусный неаполитанец", и был "большим лакомкой"; любил мороженое, сладости и гоголь-моголь по собственному рецепту. 

Гоголь часто обращался к врачам, а еще занимался самолечением: он верил, что поправить здоровье ему помогут заграничные минеральные воды и домашние травяные настои. Его сестра Ольга вспоминала: "Он был мнителен: не расхвораться бы; часто лечился. Просил меня делать ему целеб­ные настойки. Мы ходили с братом в степь, и он ука­зывал мне там целебные травы, о которых, впрочем, он и сам знал мало". 

Кстати, в 1835 году Николая Гоголя уволили из Патриотического института, где он преподавал, с формулировкой "будучи одержим болезнию, может пробыть в отпуске весьма долгое время и тем поставит институт в затруднение".

Тонкая душевная организация

Спор о психическом здоровье Гоголя — один из самых долгоиграющих: слухи о том, что у писателя есть ментальные проблемы, распространялись еще при его жизни. Тем не менее в XIX веке никаких соответствующих диагнозов автору "Мертвых душ" не ставили. Возможно, потому, что психиатрия была недостаточно развита, — так, например, считал доктор медицинских наук, крупный советский специалист Дмитрий Мелехов. "Болезнь и смерть Гоголя — типичный случай, когда врачи еще не умели распознавать это заболевание, которое еще не было описано в медицинской литературе, а духовник тоже не знал биологических законов развития этого заболевания, толковал его односторонне, духовно-мистически", — писал профессор, предполагая, что у писателя мог быть маниакально-депрессивный психоз.

Диагноз Гоголю безуспешно пытаются поставить уже более века. Так или иначе, современники классика отмечали, что у него был сложный характер, а настроение часто менялось. "Он капризничал неимоверно, приказывая по нескольку раз то приносить, то уносить какой-нибудь стакан чая, который никак не могли ему налить по вкусу; чай оказывался то слишком горячим, то крепким, то чересчур разбавленным; то стакан был слишком полон, то напротив", — вспоминал литературовед Петр Бартенев, встречавшийся с Гоголем в гостях у общих друзей. 

Кроме того, Гоголь с молодости был подвержен депрессии. Вероятнее всего, первые ее приступы начались, когда литератор окончил гимназию и переехал в Санкт-Петербург: "На меня напала хандра или другое подобное, и я уже около недели сижу, поджавши руки, и ничего не делаю", — писал он матери, столкнувшись со сложностями взрослой жизни. Спустя годы, несмотря на то что Гоголь стал известным и уважаемым автором, посыл его писем зачастую был примерно тем же. "Овладела мною моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в неподвижном состоянии в своей комнате иногда в продолжение двух-трех недель", — писал он в 1842 году. 

Тем не менее часто Гоголь и веселился — чувством юмора он отличался с детства. "Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие, захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре… Он же оставался как ни в чем не бывало: спокоен и важен", — писал Иван Сушков, одноклассник Гоголя. Повзрослев, писатель любил разыгрывать своих приятелей и даже случайных встречных — об этом вспоминали многие его друзья и коллеги: он обладал прекрасной фантазией и мог на ходу придумывать небылицы. В литературе Гоголь проявил еще и свой сатирический талант. После премьеры "Ревизора" император Николай I, который лично одобрил постановку, посмеиваясь, сказал: "Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!" Впрочем, гоголевские шутки над обществом и чиновниками оказались настолько универсальными и живучими, что вызывают смех и понимание у зрителей даже почти два века спустя.

С 1840-х годов Гоголь переживал творческий и духовный кризис. Он тяжело переболел малярией, после чего хотел уйти в монастырь — в благодарность Богу за сохранение жизни, но его отговорили. Тем не менее писатель углубился в религиозные искания, заинтересовался мистицизмом, открещивался от своих сатирических работ и давал моральные наставления окружающим (о чем говорят и опубликованные им "Выбранные места из переписки с друзьями").

В январе 1852 года Гоголя поразила новость о смерти Екатерины Хомяковой, жены его близкого друга. Примерно в это же время он получил отрицательный отзыв на второй том "Мертвых душ" от протоиерея Матфея Константиновского. После этих событий писатель стал чаще думать о смерти. А вскоре отказался от творчества и от еды. Большинство исследователей считают, что Гоголь хотел совершить христианский подвиг — пик его кризиса случился накануне Великого поста. 

Сведения о том, как долго Гоголь голодал, разнятся, как и описания его состояния в последние недели жизни. Например, гоголевед Владимир Воропаев полагает, что писатель совсем перестал принимать пищу за три дня до смерти, в то время как ряд исследователей выдвигает версию о трех неделях. По этой причине есть несколько гипотез о причине смерти Гоголя: среди них и неправильное лечение психического расстройства, и истощение, и интоксикация ртутьсодержащим лекарством от желудочного расстройства.

Тайны "Мертвых душ"

С "Мертвыми душами" связаны две популярные истории: что сюжет поэмы подарил Александр Пушкин и что второй том Гоголь сжег случайно. По сути они обе правдивы, но мифов вокруг них немало. Что касается Пушкина, то он действительно был хорошим другом Гоголя, а еще своего рода наставником — когда Николай только начинал карьеру, Александр Пушкин был уже известным автором. Впоследствии писатели прекрасно общались, и Гоголь иногда обращался за советами и помощью. Так, например, сохранилось письмо 1835 года, в котором он просил Пушкина: "Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русской чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. <…> Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее чорта. Ради бога". Неизвестно, какой ответ он получил, но уже через пару месяцев написал пьесу "Ревизор". 

Гоголь не любил коллекционировать вещи, собирать письма — от всего, что ему казалось ненужным, он немедленно избавлялся (даже от собственного дневника — ему казалось, что сведения в нем никому не интересны). Не сохранилось и того послания, в котором Александр Пушкин предположительно подарил ему идею "Мертвых душ". О том, что Пушкин в каком-то смысле приложил руку к поэме, стало известно из "Авторской исповеди" Гоголя, опубликованной уже после его смерти. "…И в заключенье всего [Пушкин] отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет "Мертвых душ". Мысль "Ревизора" принадлежит также ему", — говорится в произведении. Сам Пушкин нигде не писал о том, что подарил Гоголю свои идеи.

Работу над вторым томом "Мертвых душ" Гоголь начал в 1840 году. Она шла более 10 лет, автор неоднократно переписывал текст, а за несколько дней до смерти, в феврале 1852 года, сжег рукопись. Считается, что он сделал это по ошибке. "Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то опре­деленные, а сжег главы "Мертвых душ", которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти", — приводит слова писателя его приятель Михаил Погодин в некрологе "Кончина Гоголя". 

Тем не менее существует несколько теорий о том, что на самом деле случилось со вторым томом. Одни исследователи полагают, что Гоголь сжег его специально — в порыве отчаяния из-за обострившегося кризиса. Другие приводят аргумент, что он еще с юности сжигал произведения, которые считал неудачными, к тому же протоиерей Матфей — единственный, кто прочитал поэму целиком, — раскритиковал сочинение. Религиозный писатель Сергей Дурылин предполагал, что рукопись похитил граф Александр Толстой, в доме которого жил Гоголь, — чтобы проверить, не обладают ли персонажи поэмы его чертами. Есть и другие версии разной степени рациональности. Тем не менее до нас дошли отрывки гоголевской рукописи и черновики второго тома, по которым исследователи установили содержание произведения.

Не умер, а уснул

Одна из самых известных легенд гласит, что Гоголь был похоронен заживо — в состоянии летаргического сна. Появилась она после того, как в 1931 году писателя перезахоронили. Это была вынужденная мера: Свято-Данилов монастырь закрыли, монахов выселили, а некрополь, где находилась могила Гоголя, власти собирались разрушить — останки классика решили перенести на Новодевичье кладбище.

После этого писатель Владимир Лидин, который присутствовал при эксгумации, заявил, что скелет в гробу лежал в неестественной позе: череп был повернут набок. Это сообщение вызвало волну слухов о том, что писатель был еще жив, когда его закопали в землю. 

В 1991 году были опубликованы воспоминания того же Лидина, в которых он утверждал, что черепа и вовсе не было — якобы его похитили. Однако историк Мария Барановская, которая тоже присутствовала на церемонии, рассказывала, что видела и череп, и даже сохранившиеся на нем отдельные пряди светло-каштановых волос. А искусствовед Нина Молева говорила, что, согласно предварительному протоколу вскрытия могилы, в гробу не было ни черепа, ни позвоночника, а были "разрозненные части мужского скелета". Свидетельства присутствовавших необъяснимо сильно разнились, поэтому мифы о посмертной участи Гоголя множились. 

Тем не менее современники писателя утверждали, что на момент похорон Гоголь был мертв. Почему этот вопрос обсуждался уже тогда? При жизни литератор боялся, что его закопают заживо, и за несколько лет до смерти завещал: "Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться". Скульптор Николай Рамазанов, который снимал посмертную маску писателя, убедился, что Гоголь был мертв: "Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но при­готовлен­ный гроб, в который должны были положить в тот же вечер, его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить снятием маски".

Дарья Шаталова