Войти в почту

В Госдуму внесли поправки в закон о библиотечном деле

Законопроект об особом порядке библиотечного оборота книг авторов, которые признаны в РФ иноагентами или внесены в список экстремистов, разработала группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Еленой Ямпольской. В пояснительной записке говорится, что сейчас в библиотеках страны «пропагандируются и позиционируются авторы, деятельность которых направлена против безопасности Российской Федерации».

В Госдуму внесли поправки в закон о библиотечном деле
© BFM.RU

Порядок доступа к фондам библиотек должен будет установить Минкульт. Речь о двух аспектах, говорит один из авторов документа, первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов:

Александр Шолохов депутат «Определить, первое, особый порядок по библиотекам так называемых новых территорий. Мы понимаем, что в этих библиотеках большое количество литературы, мягко говоря, не соответствующей действительности, а по факту, вредоносной, поэтому по этим библиотекам особый режим допуска может быть оформлен в зависимости от того, что в них содержится. Плюс к тому — особый режим хранения книг иноагентов. Это означает, что они будут не выставлены на первых полках, они будут в библиотеке, но, скажем так, они не будут рекламироваться, выпячиваться на первое место».

Месяц назад пресс-служба Минкульта опровергала информацию, что ведомство направило в российские библиотеки списки писателей, чьи книги запрещено распространять и принимать. Ранее в нескольких телеграм-каналах появились такие сообщения.

Во вторник сотрудники Business FM под видом читателей позвонили в несколько столичных библиотек. Книги иноагентов Дмитрия Быкова и Михаила Зыгаря там есть, но хранятся они и сейчас отдельно. Вот один из разговоров:

— У нас, конечно, есть, вы можете почитать и в читальном зале, и можете взять на руки.

— Вроде как иноагенты они, поэтому я узнала, есть ли они в библиотеках, может быть, как-то специально их нужно получить, может, какую-то бумажку написать или что?

— Нет. Главное, чтобы вам было 18 лет. Подходите сразу к библиотекарю и просите принести вам книгу, потому что у нас в зале они не стоят, они у нас находятся в хранилище, и мы по запросу вам ее принесем.

Из магазинов и с маркетплейсов книги тех, кто признан иноагентами, террористами и экстремистами, постепенно исчезли. Кто-то из продавцов ранее говорил редакции радиостанции, что спрос на эти произведения постепенно снижался. Кто-то не желает их продавать, исходя из своей гражданской позиции, кто-то не хочет лишних скандалов. Комментирует автор телеграм-канала Books & Reviews Валерий Шабашов:

Валерий Шабашов автор телеграм-канала Books & Reviews «Накопилась огромная читательская база произведений [таких авторов], их помнят, и интерес к их творчеству будет продолжаться, даже несмотря на то, что их внесли в разные запретные списки. Поэтому я думаю, что появится какой-то большой серый рынок книг. Речь идет о миллионах книг, даже, наверное, о цифре за 100 млн книг. Интерес к этим книгам, думаю, еще какое-то время сохранится, также люди будут учиться читать электронные книжки. Те, кто еще этим не пользуются, не освоили».

Если поправки в закон «О библиотечном деле» примут в весеннюю сессию, они вступят в силу 1 сентября.