Войти в почту

Корреспондент "РГ" Марина Порошина - о том, почему в Екатеринбурге до сих пор не попасть в выходной на фильм про СВО

На прошлой неделе мне пришлось выбирать между показом фильма "Позывной "Пассажир" и спектаклем "Время Z" на малой сцене театра драмы. События были объединены одной темой - специальная военная операция. Я выбрала театр, потому что свою постановку актеры Оренбургского драматического театра показывали в Екатеринбурге только один раз.

Корреспондент "РГ" Марина Порошина - о том, почему в Екатеринбурге до сих пор не попасть в выходной на фильм про СВО
© Российская Газета

Спектакль получился искренним и берущим за душу, зрители аплодировали стоя. Знаю, что фильм, на который я в тот день не попала, тоже произвел сильное впечатление на зрителей.

- На глазах появлялись слезы, но это не мешало с гордостью любоваться людьми, которые живут под обстрелами и не хотят изменять родной земле, - написала на своей страничке в соцсетях уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

Потом наткнулась на пост Юлии Ф.:

- Увидела трейлер "Позывной "Пассажир", захотела поддержать фильм рублем. Просмотрела расписание показов в двух центральных кинотеатрах Екатеринбурга. Четверг и пятница - есть сеансы утром, в четыре часа и глубокой ночью. В субботу и воскресенье сеансов нет. Зато четвертая высосанная из пальца часть "Кунг-фу панды" каждый час идет.

А потом наступило 22 марта. И сеансы фильма, уже назначенные, кинотеатры начали отменять - траур. Оказалось, что война идет не где-то там, а у порога собственного дома и, как понял главный герой картины, касается каждого.

И тут возвращаемся к началу. В Екатеринбурге не перечесть театров, музеев, галерей, всевозможных выставочных пространств, концертных и кинозалов, а уж разовых культурных проектов и вовсе немеряно, хоть на части разорвись. Что же все эти труженики культурных институций, бюджетных, грантовых и самоокупающихся, думают о главном событии последних лет? Что они за два с лишним года сняли/поставили/нарисовали/осмыслили и выразили в художественных образах?

Впервые этот вопрос возник у меня еще в 2022 году, когда мы с приятельницей не смогли протиснуться в зал, где проходила встреча с поэтессой Анной Долгаревой. Стоя в фойе, помнится, удивились, почему встречу проводит епархия в небольшом зале своего храма, а напротив прозябает огромный киноконцертный театр "Космос", городское учреждение культуры?

Той же осенью 2022-го прошел фестиваль неигрового кино "Россия". В программе - трагический, очень непростой для восприятия фильм об ополченцах "Донбасс. Резервный полк".

- Ни один канал пока не выразил готовности показать нашу картину, - поделился режиссер картины Валерий Тимощенко. - Оказывается, мы не вписываемся в культурную повестку.

Год спустя, в октябре 2023-го, на следующем фестивале, "Российская газета" вручила приз режиссеру Анастасии Приказчиковой за фильм "Диагноз: жизнь" о медиках Донбасса. Мы назвали наш приз "За умение видеть главное".

- Если бы страна видела фильмы о Донбассе, то у нас всех было бы другое понимание того, что происходит, и другое к этому отношение. Но сейчас это оружие зачехлено и не работает, - обрисовал тогда ситуацию председатель жюри Валерий Фомин.

Но нет, с тех пор так и не открылся кинозал, где можно, выбрав время, посмотреть документальные фильмы о современной истории страны - и это в Екатеринбурге, где зарождалось движение киноклубов в перестроечной России.

Поэтические вечера, концерты? Если кто-то кое-где у нас порой на них и попадает, то по случаю, но залы не пустуют.

Выставки картин? Любительские - да, были, а профессиональные, персональные или сборные, в музеях и галереях - нет, не вспоминается. Фотовыставки - идут, негромкие, по библиотекам в основном. "Российская газета" организовала в Екатеринбурге и городах области выставку военного корреспондента Владимира Аносова "Донбасс-2022". Весной прошлого года, помнится, один из ведущих государственных музеев Екатеринбурга с большой помпой открыл мультимедийную выставку о героях СВО - очень яркую и необычную. Она продлилась… 18 дней, кто не успел со своими вопросами - тот опоздал.

Ни один государственный театр Екатеринбурга за прошедшие два года не включил в свою афишу постановку про Донбасс и события в российском обществе. Единственный спектакль на эту тему идет в Народном театре драмы имени Григория Гецова. "Я все хочу исправить" - история встречи двух русских солдат во время боев на Саур-могиле. Только ополченец Петр Федорович Марченко с позывным Мазай ведет свой бой в 2014 году, а сержант Красной Армии Василий Харитонович Семенов - в 1943-м. В финале, прикрывая друг друга, они палят из автоматов по наступающим.

- Это чьи фашисты идут, твои или мои?

- Да какая разница! Мы победили, и вы победите!

Автор пьесы и постановщик спектакля - Сергей Мажаров: его Мазай одет в тот самый потрепанный камуфляж, в котором в далекие девяностые тогдашний боец Свердловского ОМОНа Мажаров воевал в Чечне. Спектакль идет на сцене театра в ДК железнодорожников, его показывают в домах культуры городов области. Рекламы нет, транспорта нет, костюмы, ящики, маскировочные сети, оборудование артисты возят "на себе".

- Спектакль час идет, потом еще час люди сидят и обсуждают, - говорит Сергей Мажаров.

Движение в культурном пространстве, разумеется, есть, уральцы никогда не оставались в стороне. Пока шифруются и осмысляют действительность профессионалы разных жанров, в бой идут дилетанты. Екатеринбургский бизнесмен Даниил Туленков был осужден в 2022 году, из колонии ушел добровольцем на фронт. Только что вышла в свет написанная им книга "Шторм Z" ("У вас нет других нас").

…Экскурсовод на острове Валаам рассказывала нам, что монахи десять лет возили землю с материка, чтобы создать на скалах культурный слой, и теперь на Валааме плодоносят яблоневые сады. Наш культурный слой, может быть, и прирастает постепенно - но у нас точно нет десяти лет в запасе.