Войти в почту

От склепа до космоса

История Льговского района в отличие от некоторых других территорий нашей области довольно ровная и спокойная – без особых перипетий. Образован район в 1928 году в составе Льговского округа Центрально-Чернозёмной области (была в своё время такая). В 1930 году округа были упразднены, район перешёл в непосредственное подчинение столице Центрально-Чернозёмной области – Воронежу. В 1934 году вошёл в состав новообразованной Курской области. В 1977 году из восточной части района был выделен Курчатовский район. Вот в общем-то и всё. О районном центре – городе Льгове – мы более-менее подробно рассказывали в статье «Под знаком дрофы» в «КП» от 11 августа прошлого года. Сегодня остаётся только расширить географию нашего обзора. В районе есть много интересного. Ну, например, здесь родился художник Николай Репин. Таких в России всего три Начнём с православных святынь. Одна из них – храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Банищи. Это один из самых больших и старинных храмов Курской области. Местные прихожане утверждают, что в России всего лишь три храма подобной постройки: высокие, с элементами западной, предположительно, итальянской, архитектуры. Первое упоминание о храме в Банищах по архивным документам датируется 1682 годом. Тогда это была деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, относившаяся к Рыльскому Николаевскому монастырю. – В начале XIX века старая церковь была разобрана и продана в село Капыстичи Рыльского уезда, а на вырученные от продажи деньги заказали проект нового храма, – рассказывала в интервью льговской газете «Курьер» секретарь церковной общины, учитель Банищанской школы Наталья Алмосова. – В 1812 году на месте разобранной церкви была выстроена часовня, вокруг которой находилось большое кладбище. По некоторым данным, оно занимало немалую площадь и располагалось до озера Банское. В 1870-х годах на месте часовни началось строительство нового храма. Строили его монахи из Рыльского Свято-Николаевского монастыря и жители села Банищи. Труд был ручным. – Строили исключительно на пожертвования людей, и все помогали чем могли, – уточняет Алмосова. – Кирпич для храма лепили на хуторе Кирпичный и перевозили его на лошадях в Банищи в специальную цыгельню (место для обжига кирпича). Раствор замешивали на извести и яичных желтках, что придавало ему прочность. Яйца собирали с каждого сельского двора и близлежащих хуторов. Храм обнесли высоким кирпичным забором, в 1881 году строительство было завершено. В тот же год храм освятили и провели первую службу (точная дата освящения указана на храмовой иконе святого Иоанна Богослова). Больше трёх десятилетий храм жил по церковным правилам. С 1917 года для всех храмов и священнослужителей наступили тяжёлые времена лихолетья и гонений. Беда не обошла стороной и банищанский храм. В 1927 году с него сняли последний колокол (всего их было три). Приход закрыли, а сам храм, скорее всего, готовили к сносу. Об этом свидетельствует тот факт, что стяжки, скреплявшие для прочности своды здания, были обрезаны (только недавно их восстановили), а это в конечном итоге и повлияло на нынешнее его состояние. – Местные жители всегда любили свой храм, – говорит Алмосова. – Чтобы его не разнесли по кирпичикам, прихожане предложили местным властям использовать здание как склад для хранения зерна. Всё убранство храма было изуродовано. Некоторые иконы и церковную утварь селяне унесли по домам. Правда, с разной целью: одни – чтобы сохранить до лучших времен и вернуть в храм, а другие – чтобы использовать в хозяйственных нуждах. После Великой Отечественной войны храм снова начал действовать. А новая страница в истории банищанского храма открылась в 2010 году с назначением настоятелем игумена Иннокентия (Ташкинова). Интересно, что родом он из Челябинска, а рукоположен в сан иерея был епископом Якутским и Ленским Германом (Моралиным) в 1999 году в Якутии. Спустя 10 лет отец Иннокентий по приглашению владыки Германа прибыл в Курскую епархию. В июле 2010 года провели собрание прихожан, на котором была создана новая местная религиозная организация – православный приход Покровского храма села Банищи Льговского района Курской области Курской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат). В тот же год ремонтно-восстановительные работы взял на себя бизнесмен Александр Дегтярёв. Он дал бригаду рабочих, выделил средства и строительные материалы. В 2010 году в храме были выполнены штукатурно-малярные работы, укреплён фундамент, были сделаны отмостки, крыльцо, полностью произведена замена всех окон и дверей, монтаж и подводка газа, воды, монтаж электропроводки, запуск отопительной системы и ремонт в доме священника. В 2011 году при финансовой поддержке Дегтярёва над западным входом в храм появилась мозаичная икона Покрова Пресвятой Богородицы. Эту работу выполнил иконописец Павел Князев из природного материала – смальты. Летом того же года на Святой горе Афон для банищанского храма была заказана и оплачена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. Осенью 2011 года её привезли в храм. Спустя год состоялось освящение и поднятие пяти колоколов, подаренных храму Дегтярёвым. Им же была куплена церковная утварь, произведён ремонт лестничной площадки и замена маршей с поручнями на колокольне. К концу 2012 года храм значительно преобразился. Уже ни у кого не было сомнений, что он возродится и приобретёт первозданный белокаменный вид с красивой оградой и садом, как он выглядел много-много лет назад, но работы ещё много. Репин из «Болота» Но что за название такое – Банищи? По версии некоторых старожилов, название села происходит от древнего местного слова «багнище», что значит «болото». Подтверждение этому можно найти в книге Плохинского «Гетман Мазепа в роли великорусского помещика» 1892 года. Там описываются события 1706 года и есть такие строки: «Вниз от села Ивановское находятся болотистые места. И на том месте, между селом Ивановское и хутором Жилина, находятся поселения беглых крестьян. Места эти ни проехать, ни пройти». Можно понять, что гетман имел в виду село Банищи. Но село это известно не только храмом, но и прославившими его жителями. Так, именно здесь родился известный советский живописец, народный художник РФ Николай Репин (1932 – 2023). Будучи однофамильцем Ильи Ефимовича Репина, снискавшего более широкую славу, Николай Никитич не старался подражать своему великому предшественнику. У него был свой собственный стиль, почерк и индивидуальность, и именно благодаря этому проявлялась неповторимость живого языка его картин. После окончания десятилетки в 1952 году он приезжает в город своей мечты Ленинград учиться высокому искусству. Сначала это было художественное училище, а затем – Академия художеств, где он обучался в монументальной мастерской академика Мыльникова. В этой мастерской уже обозначились индивидуальные черты творчества художника, развиваемые им на протяжении последующих лет. Как отмечают искусствоведы, «его неудержимо влечёт познание натуры, её пластической и образной сути, точность композиционных решений и выразительность формы». Было время «анатомирования» формы, а затем наступило время синтеза. С этой целью художник копировал старых мастеров, открывая секреты их мастерства воплощения целостности художественного образа. Его дипломная работа – определённый этап зрелости художника – была признана одной из лучших и дала направление его последующему творчеству. «В те годы, – вспоминал Николай Репин, – я открыл для себя искусство иконописи Рублёва, живопись Серова, Врубеля, Матисса с их тайной, заключённой в том, что мир есть своеобразный живой красочный поток бытия. Я начал ощущать цвета как музыкальные гаммы: как они горят и гаснут, как влияют на человека своим меняющимся ритмом». И если мастерам русского авангарда, совершившим эстетическую революцию в начале ХХ века, было свойственно трагическое ощущение жизни как катаклизма, то новая эпоха требовала более гармоничных образов и форм. Это новое видение художник и воплощал в своих картинах. Итогом многолетних раздумий о войне, мучительным желанием «вернуться с войны навсегда» стала одна из лучших композиций художника «С Победой!». На холсте мы видим крупную узловую станцию где-то в Прикубанье, с портретом вождя и пёстрой толпой встречающих и возвращающихся с победой. Под огромным раскинувшимся небом есть счастливые и несчастные. Оригинальность этой большой композиции состоит в том, что всё происходящее увидено как бы глазами подростка, который находится тут же, среди встречающих. «Многие персонажи картины, – говорил художник, – мне хорошо знакомы с детства и носят почти портретный характер. Я помню тяжёлую печать усталости на лицах женщин и горечь потерь в ранних морщинках, но также и счастливую радость встречи». Отсюда-то и идёт такая убедительная правда всего изображённого. Николай Репин участвовал в выставках с 1964 года, был профессором Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Персональные выставки произведений в Ленинграде прошли в 1984 и 1989 годах, в Петербурге – в 1994 и 2018 годах. Курянин является автором таких известных картин, как «Баскетболистки» (1965), «Портрет художника Н.И. Андрецова» (1981), «Сплавщики» (1983), «Блокада», «Мирное утро» (1985), «Вечер на Академичке» (1987), «Освобождение» (1991), «Старая Ладога» (1994), «Февраль» (1995), «С Победой!» (1995), «Пушкин в Михайловском» (1998), «Староладожская крепость» (2000) и многих других. Произведения Репина находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Японии, Франции, Испании, Италии, Китае, США и других странах. Классический склеп В селе Фитиж Льговского района есть уникальное для этих мест сооружение – усыпальница дворян Стремоуховых. Это место очень напоминает древности старой Италии. Усыпальницу построили в 1910 году из монолитного бетона, благодаря чему строение сохранилось до наших дней. Фамильный склеп выполнен в классическом стиле: есть полукруглая алтарная апсида, окна – арочные, из декора – карнизы и розетки, крыша – куполообразная, а у входа – портик с треугольным фронтоном на четырёх римско-дорических колоннах. Внутри фронтона было изображение родового герба Стремоуховых. Мавзолей состоял из подземной погребальной камеры и поминального зала. Рядом с усыпальницей стоит полуразрушенная церковь иконы Божией Матери Живоносный Источник, построенная в 1834 году. Раньше здесь проходили ярмарки и устраивали крестный ход. После революции церковь разорили, погребальную камеру склепа разграбили, а герб у входа сбили. Сегодня на усыпальнице нет и купола. Что стало с прахом Стремоуховых – неизвестно. Стремоуховы – дворянский род, внесённый в родословные книги Курской, Московской, Харьковской и Нижегородской губерний. Считается, что их общим предком был грек Александр Афанасий Строматорос-Стромаухов, который в XV веке прибыл на службу к великому князю Василию Васильевичу Тёмному. Среди представителей этого рода – воеводы, московские дворяне, стряпчие, стольник царицы Прасковьи Фёдоровны, рязанский губернатор, сенатор Российской империи, директор Азиатского департамента и генерал-лейтенант Генерального штаба. Льговские Стремоуховы были воеводами. В 1860-х годах село Фитиж принадлежало Вячеславу, Николаю и Екатерине Стремоуховым. Основатель Музея космонавтики А сейчас на некоторое время перенесёмся в Калугу. Там в 1967 году был открыт первый в мире и крупнейший в России Музей истории космонавтики. Он создавался при непосредственном участии Сергея Королёва и Юрия Гагарина, заложившего в 1961 году первый камень в фундамент его будущего здания. А строительство и развитие этого поистине космического дома, становление его коллектива связано с именем участника Великой Отечественной войны, талантливого администратора, удостоенного уже после смерти звания «Почётный гражданин города Калуги», Алексея Скрипкина. Это он после официальной части провёл для многочисленных гостей и строителей первую экскурсию по выставочным залам… А теперь снова возвращаемся в Льговский район. Дело в том, что Алексей Тимофеевич родился в 1913 году в Курской губернии, а именно в селе Речица Льговского района. Ещё в юности проявил недюжинные организаторские способности. Окончив Рыльский педагогический техникум, а затем и Воронежский университет, работал в одной из школ Воронежской области. Однако в жизнь советской страны ворвалась Великая Отечественная война. С первых её дней и до Победы Алексей Скрипкин участвовал в боевых действиях, был награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны год работал в вечерней школе во Льгове, а приехав в Калугу в 1947 году, продолжил заниматься педагогической деятельностью. В 1962 году его карьера резко изменилась. Скрипкину предложили возглавить мемориальный Дом-музей К.Э. Циолковского, а заодно и курировать строительство Музея истории космонавтики. С 1966 года в музее проводятся научные чтения памяти учёного. Алексей Тимофеевич был одним из организаторов этих чтений. Он тесно работал с Сергеем Королёвым, научными институтами Советского Союза, был знаком со многими космонавтами. Под его руководством была создана уникальная коллекция экспонатов, которые по сей день представлены в выставочном пространстве и так же, как и десятки лет назад, привлекают посетителей. Алексей Тимофеевич ушёл из жизни в 1974 году. Что показательно, дело отца продолжил сын – талантливый писатель, журналист, историк, краевед Владимир Скрипкин, который также оставил в наследство яркие литературные труды «От «Катюши» до «Востока», «1812. 1914. 1941», «Генералы – уроженцы земли Калужской». СПРАВКА «КП» Льговский район Курской области – административно-территориальная единица и муниципальное образование на западе центральной части Курской области России. Административный центр – город Льгов. Площадь 1080 км². Район граничит с Кореневским, Рыльским, Хомутовским, Курчатовским, Большесолдатским, Конышёвским и Суджанским районами Курской области. В Льговском районе 91 населённый пункт. Через район проходят железнодорожные линии на Брянск, Орёл, Воронеж, Курск. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

От склепа до космоса
© Курская правда